Разработка классного часа на нравственную тему для учащихся начальных классов
Цели и задачи:
• освоение учащимися нравственных ценностей народа;
• приобщение детей к народному творчеству;
• активизация познавательных интересов учащихся;
• привитие уважения и любви к народным традициям.
Оборудование:
• иллюстрации с изображением лисы, волка, щуки и фламинго;
• иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Конёк- горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья»;
• портреты Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Я.А. Коменского;
• рисунки, изображающие деда, комара, репей;
• аудиозаписи фольклорных песен: «Детский русский фольклор», «Игранчики»;
• фишки;
• призы в виде шоколадок или конфет.
Ход классного часа
♦ Звучат «Лирические попевки» А. Шалаева из цикла «Детский русский фольклор».
Учитель: Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Вместо «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор», что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание».
Какие виды и жанры произведений фольклора вы можете назвать?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Сказки, легенды, былины помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют её сжатость и мудрость. Давайте будем изучать и сохранять народное творчество.
Сегодня наш классный час пройдет в форме викторины. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством.
Давайте познакомимся с правилами викторины: викторина состоит из трех туров; вопрос зачитывается один раз; на обдумывание каждого вопроса дается пять секунд; за правильный ответ игрок получает один балл; после каждого тура отсеиваются игроки, набравшие наименьшее количество баллов.
Сейчас нам надо выбрать жюри, которое будет оценивать игру участников викторины и подсчитывать очки.
♦ Проходят выборы жюри.
Учитель: Начинаем первый тур. Он будет посвящён сказкам. Прежде чем вы научились читать, вы слушали сказки. В сказках также заключена мудрость наших предков. «Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок». Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим!
Начинаем первый тур викторины. Задание первое. Перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быкович, Никита Кожемяка, Соловей-разбойник. В русских народных сказках всегда сталкиваются добро и зло. Какой из этих героев является отрицательных персонажем?
Учащиеся: Соловей-разбойник.
Учитель: Задание второе. Какой сказочный герой смог победить двенадцатиголовое чудо-юдо?
Учащиеся: Иван Быкович.
Учитель: Задание третье. На этих иллюстрациях изображены персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конек- горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка». Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?
Учащиеся: В «Сказке о царе Салтане» говорится о трёх сестрицах.
Учитель: Задание четвёртое. Сказки бывают разные — волшебные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и хитростью. Но животные являются не только персонажами сказок, но и басен.
Перед вами иллюстрации животных — лисы, волка, щуки и фламинго. Задание первое. Все ли эти животные являются персонажами басен Ивана Андреевича Крылова? Учащиеся: Фламинго не является.
Учитель: Задание пятое. Кто из этих персонажей обладал волшебной силой в сказке о Емеле?
Учащиеся: Щука.
Учитель: Задание шестое. Как вы думаете, какое животное из представленных здесь чаще всего становилось героем русских народных сказок?
Учащиеся: Лиса.
Учитель: Задание седьмое. Перед вами иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья». Все ли эти иллюстрации являются иллюстрациями к русским народным сказкам? Учащиеся: Нет. Крокодил Гена и Чебурашка придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.
♦ Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры.
Учитель: Пока работает жюри, предлагаю послушать русские частушки в исполнении наших девочек.
♦ Учащиеся исполняют частушки.
Учитель: К большому сожалению, из конкурса выбывают несколько игроков. Чтобы вам не было горько, вручаем участникам сладкие призы.
Мы начинаем второй тур. Он посвящён пословицам и поговоркам. У каждого народа существует множество пословиц и поговорок. Одна из величайших способностей человека — способность передавать свои мысли, чувства, ощущения, своё восприятие окружающего мира и различных явлений жизни через меткое образное изречение. Пословицы и поговорки доходят до глубины души человека, ведь, в пословицах и поговорках содержится кладезь мудрости. Михаил Шолохов назвал пословицу «крылатой мудростью». Вот как говорят в народе: «Пословица не даром молвится», «Пословица — всем делам помощница».
Задание первое. Знаете ли вы пословицы и поговорки, в которых присутствуют числа?
♦ Заслушиваются ответы учащихся: «Одна голова хорошо, а две — лучше», «Один в поле не воин», «Одна рука узла не вяжет», «Хвастуну цена — три копейки», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь — один отрежь», «Семеро одного не ждут», «Одним махом семерых убивахом», «Лук — от семи недуг» и т.д.
Учитель: Посмотрите на портреты писателей и педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Я.А. Коменского.
Задание второе. Кто из этих великих людей в книге для начальных классов поместил триста пословиц и поговорок? Учащиеся: К.Д. Ушинский в книге «Родное слово».
Учитель: Задание третье. Кто из этих великих людей является автором классических книг, ставших в России образцами детской и народной литературы?
Учащиеся: Л.Н. Толстой.
Учитель: Задание четвертое. Назовите пословицу о дружбе.
♦ Заслушиваются ответы учащихся: «Дружный дом — счастья полон, дружбу потерял — счастье расплескал», «Дружба крепка взаимностью», «Дружба — богатство бесценное», «Дружи с тем, у кого приятелей много, откровенничай с тем, у кого друзей мало».
Учитель: Задание пятое. Продолжи пословицу.
У настоящих друзей и… (дети дружны).
Уважай всякого, кто… (хочет жить в дружбе).
Худой мир лучше… (доброй ссоры).
Сила птицы — в крыльях, сила человека… (в дружбе).
Дружба крепка… (взаимностью).
Друзей много — … (шире дорога).
Друга нет — … (в душе покоя нет).
Если друг твой слепой, и ты… (один глаз свой прикрой).
♦ Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры.
Учитель: Пока работает жюри, предлагаю послушать записи фольклорных песен.
♦ Звучат аудиозаписи фольклорных песен.
Учитель: И вновь из конкурса выбывают несколько игроков. Им также вручаются сладкие призы.
Начинаем последний, третий тур. Устное народное творчество многогранно — это сказки, былины, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни. Задание первое. Нужно назвать жанр того произведения, которое я сейчас прочитаю.
Дождик-дождик, пуще лей
На меня и на людей!
А на бабу Ягу лей по целому ведру! (Закличка.)
Прокоп-укроп,
Медный лоб.
Сам с аршин,
Голова с кувшин. (Дразнилка.)
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Как вы уже поняли, третий тур посвящён потешкам, считалкам, дразнилкам, заклинкам, а также загадкам. Загадки, приметы, заклинки показывают, что человек одушевляет мир природы, относится к нему сердечно, как к живому, чувствуя своё родство с природой.
Задание второе. Вспомните и прочитайте песенку, заклинку, дразнилку, потешку.
♦ Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы.
Учитель: Задание третье. Послушайте, посмотрите на рисунки и отгадайте загадку: «Дедушка осердился, в бабушку вцепился»
Учащиеся: Репей.
Учитель: Может быть другой ответ на эту загадку? Или возможны оба ответа?
Учащиеся: Да. Комар. Репей.
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Задание четвертное, последнее. Загадайте загадки о насекомых.
♦ Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры.
Учитель: И вновь звучат народные мелодии. Выбывшие из игры после третьего тура получают сладкие утешительные призы. Жюри подводит итоги викторины. А желающим я предлагаю рассказать, что нового узнали сегодня? Что заинтересовало? К чему хотелось бы вернуться вновь?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Проходит награждение победителей викторины.
Автор: Е.О. Ярёменко, г. Москва