Нравственный классный час во 2 классе. Разработка
Цели и задачи
— прививать детям этические качества личности и нормы поведения в обществе;
— воспитывать доброе отношение к окружающим, желание помочь, отзывчивость.
Оборудование
Бумажные лепестки.
Предварительная работа
Подготовка пересказа (индивидуально).
Ход классного часа
Чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Мешок яблок»
Учитель. Послушайте сказку В. Сутеева «Мешок яблок» и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.
Ходил заяц с мешком по лесу, искал грибы- ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.
И вдруг посреди зеленой поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Недолго думая, раскрыл заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать…
Тут ворона прилетела, на пенек села и каркает:
— Каррр! Каррр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!
— Напрасно каркаешь, — говорит заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня дома зайчата голодные сидят.
Набрал заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый — не поднять. С трудом потащил его заяц волоком по лесной тропинке…
И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову заяц и обомлел — перед ним медведь стоит!
— Что у тебя там в мешке?— спросил медведь.
Заяц пришел в себя, открыл мешок и говорит:
— Вот… Яблоки… Угощайтесь, дядя Миша!
Попробовал медведь одно яблоко.
— Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошел своей дорогой.
А заяц — к себе домой.
Идет заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:
— Дяденька заяц! Дайте яблочек!
Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открыть.
По дороге домой заяц встретил своего старого приятеля ежа.
— Куда идешь, колючая голова? — спросил заяц.
— Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде нет. Хожу с пустой корзинкой.
— Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал заяц и насыпал ежу полную корзину яблок.
Вышел заяц на лужок, а там коза со своими козлятами гуляет. Их заяц тоже яблоками оделил.
Ходил, ходил заяц и устал.
Присел было на какой-то бугорок, как вдруг…
Из норки вылез крот.
И его угостил заяц яблоками.
— Спасибо, дружище! — сказал крот и исчез под землей.
В заячьем домике давно ждут папу зайца. Мама зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам.
И тут кто-то постучал в дверь…
Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.
— Вот! Это вам мама просила передать! — пропищали бельчата и убежали.
— Чудеса… — прошептала зайчиха.
Пришел ежик с корзиной, полной грибов.
— Хозяин дома? — спросил он зайчиху.
— Да нет. Как с утра пошел, так и не возвращался.
Попрощался еж, ушел, а корзину с грибами зайчихе оставил.
Соседка коза принесла капусты и крынку молока.
— Это для ваших детей, — сказала она зайчихе.
Чудеса продолжались…
Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова крота.
— Это дом зайца? — спросил он.
— Да, мы тут живем, — сказала зайчиха.
— Значит, я правильно подкоп вел! — обрадовался крот, и полетели из-под пола всякие овощи: картошка, петрушка, свекла. — Привет зайцу! — крикнул крот и исчез под землей.
А ворона все каркает:
— Кар! Кар! Всем яблоки раздал, а меня хоть бы одним яблоком угостил!
Смутился заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:
— Вот… Самое лучшее! Клюй на здоровье!
— Очень мне нужно твое яблоко, я их терпеть не могу! Каррр! Каррр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несет!
— А я… А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!
— Куда ты пойдешь, глупый! Смотри, какая туча собирается!
Поплелся заяц домой.
А дома давно крепким сном спали сытые
зайчата. Только одна зайчиха на спала: тихо плакала в своем уголке.
Вдруг скрипнула дверь. Это пришел заяц.
И на столе увидел грибы и орехи, свеклу и капусту, мед и репу, морковь и картошку.
Только злая ворона удивляется:
— Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?
Учитель. А как вы думаете, благодаря какой черте характера у зайца появилось столько даров? Конечно, добрый человек — что волшебник. Он творит добро, и оно возвращается к нему.
Стать добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
Честное слово!
С. Погореловский
Тренинг «Листопад доброты»
Дети встают в круг, у каждого в руках лепесток. На несколько секунд все задумываются над вопросом: что же я могу сделать доброго? Затем дети бросают лепесток и называют свое желание.
Обсуждение рассказа В. Осеевой «Три товарища»
Учитель. Но лучше не говорить о доброте, а совершать добрые поступки.
Вспомните рассказ В. Осеевой «Три товарища» (см. Тема 1) и подумайте, кого из товарищей можно назвать по-настоящему добрым мальчиком?
Вопросы для обсуждения:
— Что вы можете сказать про товарищей?
— Кто из товарищей был по-настоящему добрым мальчиком?
— А как вы думаете, если вы совершили добрый поступок, то о нем надо говорить?
Учитель. Правильно, доброе дело только то, о котором ты не трубишь на весь мир.
Пересказ
Один из учеников пересказывает рассказ В. Осеева «На берегу реки».
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я очень бы хотел совершить какой-нибудь подвиг!
— А я об этом и не думаю… — ответил Юра и вдруг остановился.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи.
Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы было!
На следующий день Толя громко хвастался, как они спасли малыша. А Юра скромно стоял в сторонке.
Вопросы для обсуждения:
— Какие качества продемонстрировали Толя и Юра?
— Почему Толя рассказывал о подвиге, а Юра нет?
Подведение итогов
Учитель. Добрым быть—совсем, совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от света,
Доброта не фантик, не конфета!
Только надо, надо добрым быть…
Учитель вместе с учениками делает вывод о том, что доброта, отзывчивость и скромность — основополагающие качества, без которых человек не может быть по-настоящему счастливым.