Разработка классного часа для 1 класса
Классный час в 1 классе «Поговорим о жадности»
Цели и задачи
— формировать представление о доброте и отзывчивости;
— формировать негативное отношение к жадности.
Оборудование
Листы бумаги, карандаши, бубен.
Ход классного часа
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Синие листья»
У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного.
Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зеленый карандаш.
А Катя говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я спросить забыла.
— Ну что ж, спроси еще брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на следующий день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш.
Удивилась Катя, побежала за ней.
— Ну что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена.
На уроке учительница спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зеленого нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
— Я ей давала, а она не берет.
Посмотрела учительница на обеих и говорит:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
Вопросы для обсуждения:
— Что вы можете сказать про Катю?
— Почему Лена не взяла карандаш, когда Катя ей его предложила?
— Как вы понимаете слова учительницы в конце рассказа?
— Кто такая «жадина»?
Упражнение «Мы рисуем»
Давайте попробуем нарисовать жадину. Как вы ее представляете? Как вы думаете, у жадины много друзей? Почему?
Разучивание отрывка из стихотворения Я. Акима «Жадина».
Жадину я ни о чем
Не прошу,
В гости я жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
Тренинг «Подарок»
Дети встают в два круга: большой и маленький — лицом друг к другу. По сигналу бубна дети маленького круга «дарят» товарищу из большого круга воображаемую вещь. Затем они меняются ролями.
Учитель. Что вы чувствуете, когда отдаете? А когда получаете?
Послушайте одну историю. Подумайте, прав ли мальчик.
Мама подарила Косте цветные карандаши.
Однажды к Косте пришел его товарищ Витя.
— Давай рисовать.
Костя положил коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зеленый, синий.
— А где же остальные? — спросил Витя.
Костя пожал плечами.
— Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои потеряла… А черный и желтый взял у меня Петя — у него как раз таких не хватало…
— Но ведь ты сам остался без карандашей! — удивился товарищ. — Разве тебе они не нужны?
— Нет, очень нужны, но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел в руках и сказал:
— Все равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного карандаша нет!
Костя посмотрел на пустую коробку.
— Ну, бери…. Раз уж такой случай … — пробормотал он.
Вопросы для обсуждения:
— Всегда ли надо отдавать, когда тебя попросят?
— Что можно отдать?
— Как нужно отвечать, если вещь ты отдать не можешь?
Игровые ситуации
Учитель. А сейчас мы разыграем такие ситуации: «Подари мне машинку»; «Подари мне куклу».
Проводится предварительная подготовка.
Дети отвечают на вопросы:
— Как нужно попросить игрушку?
— Что нужно сказать, когда отдаешь игрушку?
— Что нужно сказать, если собираешься отказать товарищу?
После этого дети разыгрывают ситуации.
Чтение и обсуждение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»
По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастье.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней.
Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.
Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А медвежата проголодались.
Понурые, они брели рядышком.
— Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался младший.
— И мне хочется! — сказал старший.
Так они шли-шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется больше. Спорили они, спорили, рычали. Подошла к ним лиса.
— О чем вы спорите, молодые люди? — спросила лиса. Медвежата рассказали ей о своей беде.
— Какая же это беда? Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — все одно.
— Вот хорошо-то! — обрадовались медвежата. — Дели!
Лиса взяла сыр и разломила его надвое. Но разделила головку так, что один кусок — это даже на глаз было видно — был больше другого.
Медвежата закричали:
— Этот больше!
Лиса успокоила их:
— Тише, молодые люди! И это беда — не беда. Сейчас я все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила. Теперь большим стал меньший кусок.
— И так неровно! — забеспокоились медвежата.
— Ну, полно, — сказала лиса. — Я сама знаю свое дело. — И она откусила от большей части здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.
— И так неровно! — закричали медвежата.
— Да будет вам! — сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был забит вкусным сыром. — Еще самая малость и будет поровну.
Лиса продолжила делить сыр. А медвежата только черными носами водили туда-сюда, от большего куска к меньшему, от меньшего — к большему.
Пока лиса не наелась досыта, она все делила и делила.
Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка!
— Ну что ж, — сказала лиса, — хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! — И, помахав хвостом, она убежала.
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!
Вопросы для обсуждения:
— Почему медвежатам досталось только 2 крохотных кусочка сыра?
— А могла бы эта история закончиться по- другому?
— Что может случиться, если жадничать?
— Каким нужно быть, чтобы и тебе, и тем, кто рядом, было хорошо? (Нужно быть добрым!)
Подведение итогов
Учитель делает вывод о роли доброты и жадности в отношениях между людьми.
Звучит песенка Леопольда «Если добрый ты».