Классный час о правах человека в начальной школе

Поделиться:

Гражданско-правовое воспитание в начальной школе

Младшим школьникам о правах человека.

Тематическая беседа для учащихся 4 класса на тему «ООН и всеобщая декларация прав человека»

Цели: подвести детей к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека; дать общее представление о понятиях: «ООН», «Всеобщая декларация прав человека»; создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

Оборудование: макет солнца с лучами, выполненный из картона; тетради для внеклассной работы; Всеобщая декларация прав человека, книга для детей «Ваши права»; опорные листы.

Ход классного часа

1. Организационный момент. Активизация внимания и интереса детей к изучению темы.

Классный руководитель создаст положительный настрой учащихся, спрашивает о том, что ребятам известно о правах человека, что им особенно запомнилось, на каких вопросах им хотелось бы остановиться подробнее, помогает воссоздать в памяти важные моменты, интересуется, чего дети ждут от классных часов по праву в этом году.

2. Беседа.

Классный руководитель вместе с детьми выявляет самые ценные условия для жизни человека (условия, определяющие основные права человека).

Целесообразно использовать модель «Солнышко».

— Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей.)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому.

— И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь…

Постепенно, в процессе беседы, которая должна быть построена с использованием проблемно-поисковых ситуаций, открываются лучики солнца (на макете из картона) с соответствующими на них записями в указанном порядке. Синхронно учитель делает записи на доске, а дети — в своих тетрадях для внеклассной работы.

— Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (Дети высказывают свои мнения.)

Приоткрывается первый лучик, на котором, записано слово «жизнь».

Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь. (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на жизнь.

Запишете, ребята, в своих тетрадях эту важную для человека ценность — «жизнь».

Не менее важным, как нам подсказывает солнышко, является … здоровье.

Приоткрывается второй лучик со словом «здоровье».

— Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других? (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

— У нас с вами будет специальное занятие, посвященное этой теме, а пока запишем еще одну ценность для человека — «здоровье».

Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей.) Докажите свое мнение… Согласно ли с нами солнышко? Давайте заглянем, что нам об этом расскажет следующий лучик.

Приоткрывается третий лучик, на котором записано слово «семья».

— Запишем и мы в своих тетрадях — «семья».

Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье? (Да.) На следующих занятиях мы поговорим об этом подробнее.

— Что же еще является значимым для человека?

Открывается следующий лучик с записью «Родина».

— Почему Родина так важна для человека? Почему люди вдалеке от своей Родины тоскуют по ней? (Ответы детей.)

— А кто из вас сможет объяснить, почему люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою Родину? Вспомните имена героев Великой отечественной войны, о которых вы слышали от учителей, родителей, других взрослых, читали в книгах и еще о многих героях узнаете. Расскажите об их подвигах. (Ответы детей.)

Друг от друга вы еще больше узнали о защитниках и героях Отечества.

Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.

Дети записывают в тетради слово «Родина». Классный руководитель предлагает детям прочитать знакомые стихи соответствующего содержания.

Работа над понятием «достоинство».

Дети затрудняются в объяснении и понимании значения этого слова. В дальнейшей работе этому будет посвящено отдельное занятие. Па этом же занятии достаточно, чтобы дети ассоциировали слово «достоинство» со всем хорошим, что есть в человеке, за что его уважают. Возможно, дети вспомнят такие речевые обороты: «достойный человек», «не уронил достоинства», «достоин похвалы» и др., которые помогут им понять смысл данного слова.

В ходе беседы учитель подводит детей к выводу.

Вывод: человек имеет право на защиту чести и достоинства.

Дети записывают в тетрадях слово «достоинство».

— Последний лучик открываем, читаем слово «мир».

Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека? (Ответы детей.)

Дети записывают в тетрадях слово «мир».

Учитель обобщает все сказанное в ходе беседы.

Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле. Так появилась Организация Объединенных Наций (вывешивает табличку).

3. Знакомство с Организацией Объединенных Наций.

Учитель раздает опорные листы с эмблемами и текстом, раскрывающим содержание деятельности ООН.

Работа с текстом: чтение, обсуждение.

— Что такое ООН? Когда была создана?

— Какова ее главная цель? (Поддерживать мир во всем мире, развивать дружеские отношения между народами.)

— Рассмотрите помещенные на опорных листах эмблемы. Какие направления деятельности ООН отражены в эмблемах?

4. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.

Классный руководитель. Одним из направлений деятельности ООН является защита прав человека. Поэтому в 1948 году ООН был принят очень важный международный документ — Всеобщая декларация прав человека (выставляет табличку с названием документа).

В ней были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку только потому, что он — человек. ООН призвала государства мира признать и обеспечить права своим гражданам.

— Какие права и свободы должны быть, по вашему мнению, отражены во Всеобщей декларации прав человека?

— Как вы думаете, эти права относятся к вам?

— Есть ли особые права для детей, как вы считаете?

— Приходилось ли вам слышать или встречаться с таким явлением как нарушение прав человека?

— Что в вашем представлении значит «нарушение прав человека»?

5. Подведение итогов.

Опираясь на ответы детей, учитель возвращается к началу классного часа (к основным человеческим ценностям) и подводит ребят к выводу: каждый человек имеет право на то, что является самым важным для него, — это право на жизнь и ее охрану, право на охрану здоровья, чести и достоинства, право жить в мире, среди своих близких, в своей родной стране и в случае необходимости пользоваться ее защитой.

Учитель. Подробнее познакомиться с правами человека, записанными во Всеобщей декларации прав человека, нам поможет вот эта красочная книга «Ваши права».

При наличии времени раздать детям книги для ознакомительного просмотра и стимулирования интереса к дальнейшим занятиям.