Классный час о профессиях в 1-2 классе

Поделиться:

Классный час о профессиях в начальной школе

Беседа-размышление с учащимися 1-2 классов «О профессиях и трудолюбии»

Цели и задачи

— познакомить детей с названиями и сущностью различных профессий, с понятием «трудолюбие»;

— воспитывать уважение к людям различных профессий.

Оборудование

У учителя — карточки с названиями профессий для игры «Изобрази с помощью жестов и мимики»; у детей — альбомный лист, цветные карандаши.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель. На свете огромное количество профессий. Став взрослым, каждый из вас выберет себе ту, которая ему больше по душе. А пока познакомимся с разнообразием профессий.

Профессия — это дело, которым занимается человек и получает за это деньги. Чтобы овладеть какой-либо профессией, надо специально учиться после окончания школы, например, в колледже, в институте, в академии, в университете.

Много ли вы профессий знаете? А ну-ка, перечислите!

Отгадайте загадки о профессиях.

+ Летают пальцы птицами —

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчелками —

Поток струится шелковый.    (Ткачиха)

 

+ На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.    (Крановщик)

 

+ Его работы ждет земля,

Едва лучи рассвет зажжет.

Весной расчешет он поля,

Наступит осень — пострижет.    (Фермер)

 

+ Ежедневно спозаранку

В руки он берет баранку.

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест ее никак.    (Водитель)

 

+ Он металлическую птицу

Поднимает в облака.

Теперь воздушная граница

Надежна и крепка.   (Летчик)

 

+ Везде, как будто вездеход,

На гусеницах танк пройдет.

Ствол орудийный впереди,

Опасно, враг, не подходи!   (Танкист)

 

+ Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук —

Тоже дело этих рук.     (Сапожник)

Викторина

Учитель. Послушайте отрывки из художественных произведений. В них говорится о представителях различных профессий. Постарайтесь вспомнить, как называется произведение и кто его автор.

♦ На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

С. Михалков.

«Как старик корову продавал»

Учитель. Как называется профессия, которую безуспешно пытался освоить старик? (Продавец.) В чем причина его неудачи?

♦ На пути обезьянкам попалась парикмахерская. Там сидела очередь из семи пенсионеров. Они хотели постричься побыстрей и все время торопили парикмахера. Обезьянки вбежали в парикмахерскую и быстро постригли всех пенсионеров. Без очереди. Заодно постригли парикмахера. Совершенно наголо.

Г. Остер. «Обезьянки младшего возраста»

Учитель. Что еще, кроме стрижки, может сделать парикмахер?

Известный иллюзионист.

Из-зa него дрожишь, как лист.

Но он распилит ящик с тетей,

И никого там не найдете.

В. Берестов. «Цирковая азбука»

Учитель. Какие еще цирковые профессии вы знаете?

♦ Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

А. Гайдар. «Горячий камень»

Учитель. Что входит в обязанности сторожа? Легкий ли это труд?

♦ В одном немецком городе жил портной, звали его Ганс. Целый день сидел он на столе у окошка, поджав ноги, и шил. Куртки шил, штаны, жилетки шил.

Братья Гримм. «Храбрый портной»

Учитель. Портным называют мужчину. А как называют женщину этой профессии? (Портниха, швея.)

♦ Вот Кузьма в помятой каске.

Голова его в повязке,

Лоб в крови,

Подбитый глаз.

Поработал он недаром —

Славно справился с пожаром!

С. Маршак. «Пожар»

Учитель. Можно ли профессию пожарника назвать героической? Почему?

♦ Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давным-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз глазные веки и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.

А. Куприн. «Слон»

Учитель. На каком языке доктор (врач) выписывает рецепт? (На латыни.)

Слово учителя. «О трудолюбии»

Учитель. Любой труд, если к нему относиться серьезно, с полной ответственностью, с душой — нелегок. Он заставляет тратить много душевных или физических сил. А потому он заслуживает глубокого уважения. Труд уборщицы, изо дня в день поддерживающей чистоту и порядок в школе, не менее важен, чем труд учителя, дарящий детям знания. Труд нянечки-санитарки в больнице совершенно необходим больному, не способному обслуживать себя самостоятельно, так же, как необходима консультация или операция врача.

И если вы видите, как с особым старанием уборщица навела порядок у вас в классе, или какие вкусные пирожки испекла повар в столовой, или каким интересным и запоминающимся был урок, подготовленный учителем, то не поленитесь этим людям сказать спасибо за их добросовестный труд. Поверьте, такая, казалось бы, мелочь им будет очень приятна. Потому что всегда приятно, когда твой труд замечают и ценят. И вы это обязательно поймете, когда станете взрослыми и начнете осваивать выбранную вами профессию.

Издавна на Руси пользуются уважением люди трудолюбивые. О них говорят: «золотые руки», «мастер своего дела», «работает засучив рукава», «трудится не покладая рук».

Развивающее задание «Пословицы о труде»

Учитель. Существует множество пословиц о том, что любой труд требует усилий, если хочешь добиться хорошего результата. Обычно эти пословицы приводят в пример лодырю, лентяю, укоряя его в бездействии. Прочтите эти пословицы, предварительно соединив начало и конец предложения. (Запись на доске. Коллективная работа.)

1. Чтобы рыбку съесть,

1. Руками не машут.

2. Грибов ищут —

2. Не сиди на печи.

3. Пашню пашут —

3. Не в дуду играть.

4. Хочешь есть калачи —

4. По лесу рыщут.

5. Пахать —

5. Избы не срубить.

6. Не бравшись за топор,

6. Надо в воду лезть.

Ответ. 1 — 6; 2 — 4; 3 — 1; 4 — 2; 5 — 3; 6-5.

Игровой блок

1. «Угадай профессию по нескольким словам».

+ Классный журнал, указка, глобус. (Учитель)

+ Касса, деньги, товар. (Кассир)

+ Шприц, лекарства, капельница. (Медсестра)

+ Вагон, билеты, чай. (Проводник)

+ Машина, сирена, погоня. (Милиционер)

+ Двор, метла, урна. (Дворник)

+ Камера, съемка, роль. (Киноактер)

+ Музыка, голос, сцена. (Певец)

+ Море, судно, сети. (Рыболов)

+ Компьютер, диск, программы. (Программист)

+ Водопроводный кран, гаечный ключ, труба. (Слесарь-сантехник)

+ Письмо, газета, сумка. (Почтальон)

2. «Правда ли?»

+ Рыболов пасет свиней?

+ Стюардесса обслуживает пассажиров поезда?

+ Кочегар топит печь?

+ Учитель собирает налоги?

+ Модель работает в цирке?

+ Дрессировщик дрессирует преступников?

+ Маляр красит стены?

+ Библиотекарь издает библии?

+ Строитель строит дома?

+ Таксист разводит собак породы такса?

+ Парикмахер делает парики?

+ Кондитер печет торты и пирожные?

+ Столяр делает мебель?

+ Хлебороб растит хлеб?

3. Изобрази с помощью жестов и мимики».

На столе у учителя — карточки с названием профессии. Желающий выбирает карточку, читает и изображает с помощью жестов и мимики действия, часто используемые в этой профессии.

КАРТОЧКИ

«Продавец», «Кондуктор автобуса», «Певица», «Модель», «Сапожник», «Экскурсовод», «Учитель», «Врач», «Водитель», «Повар», «Официант».

Творческое задание

Учитель. Я уверена, что в своей жизни вы встречали немало трудолюбивых людей, достойных уважения. Может быть, это ваши мамы, папы, учителя, воспитатели и нянечки из бывшего когда-то вашим детского сада, ваши соседи по дому, знакомый дворник или мед-сестра… Вспомните о них сейчас и изобразите одного из них в работе. Этот рисунок, если вы захотите, станет отличным подарком тому человеку и принесет много радости. Дерзайте!

Дети рисуют, обмен впечатлениями.

Подведение итогов

Учитель. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял»…