Разработка классного часа по ПДД для учащихся 3 класса на тему: «Обязанности пассажиров»
Цели: ознакомление с обязанностями пассажиров; формирование навыка соблюдения правил пользования общественным транспортом; воспитание культуры поведения в общественном транспорте.
Ход классного часа
I. Постановка проблемы.
На доске:
— Что можно сказать об этих понятиях?
-Что между ними общего? (Участники дорожного движения.)
— Какие из этих понятий относятся к нам? (Являемся пассажирами, пешеходами.)
— Докажите.
— Кого опасность подстерегает в большей степени: пассажира или пешехода? (Прикрепить в пустой прямоугольник табличку с ответом.)
— Докажите: какая опасность?
— Как избежать опасной ситуации пассажиру?
— Какова тема занятия? («Обязанности пассажиров».)
— Как вы думаете, какова цель занятия? (Узнать и вспомнить ранее усвоенные обязанности пассажиров, правила пользования общественным транспортом.)
По мере обсуждения вопросов учащимся предлагается составить памятку для пассажиров.
— Для чего это нужно?
II. «Открытие».
— Что относится к общественному транспорту?
— Почему такой вид транспорта считается общественным?
Из толкового словаря:
Общественный — принадлежит всем, предназначен для общего пользования.
— Догадайтесь, о каких видах общественного транспорта сегодня состоится разговор?
Вот по рельсам мчит машина,
Держится за провода.
И не надо ей бензина,
Чтобы мчать туда-сюда. (Трамвай.)
Что за чудо — чудо-дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус.)
Итак, вы пассажиры.
— Определите последовательность движения любого пассажира, распределите таблички в нужном порядке.
Учащимся предлагается набор табличек, которые нужно поместить на доску в порядке, предложенном ниже.
— Где можно увидеть эти знаки? К какой группе они относятся?
— Возможна ли опасная ситуация на остановке?
— Как ее избежать?
— Как вести себя на остановке?
— Когда подходить к транспорту?
Сформулируем правила для пассажиров на остановке:
➣ Веди себя спокойно, не бегай.
➣ Не стой близко к проезжей части.
➣ К двери транспорта подходи после того, как транспорт полностью остановится.
Следующий этап — правила поведения пассажира при посадке.
— Необходимо ли соблюдение правил? Докажите.
Работа в парах.
Задание. Выбрать верное правило-утверждение, которое можно включить в нашу памятку.
1) Как можно быстрее забегай в транспорт.
2) Не мешай выходу пассажиров. (+)
3) Соблюдай выдержку. (+)
4) Подталкивай впереди стоящих пассажиров.
5) Будь внимателен и осторожен, чтобы не оказаться зажатым дверьми. (+)
— Какое утверждение, на ваш взгляд, неверно? Почему?
— Какие еще правила можно, на ваш взгляд, поместить в памятку для пассажиров?
— Возможна ли опасная ситуация?
Учитель демонстрирует учащимся иллюстрации, изображающие поведение пассажиров в транспорте. (Например: пассажиры толпятся около водителя; выглядывают в окно; громко разговаривают по телефону и т. д.)
Задача детей — предположить, какое выражение лица будет у пассажиров в данных ситуациях. Объяснить почему.
— Помогите записать правила для пассажиров в нашу памятку.
1) Будь вежлив и внимателен.
2) Не задерживайся на ступеньках или около дверей.
3) Держись за поручни.
4) Не высовывайся из окон.
5) К выходу готовься заранее.
— Каков последний этап в маршруте пассажира?
После посадки |
Учащимся демонстрируют иллюстрации, на которых изображены пассажиры:
а) правильно осуществляющие обход транспортного средства;
6) неправильно обходящие транспортное средство.
— Что можете сказать о действиях пассажиров?
— Где изображены верные (неверные) действия?
— Где нужно обходить трамвай, троллейбус, автобус после выхода из транспорта?
— В чем опасность ситуации, когда пассажир выходит из транспорта? (Существует мертвая зона.)
Мертвая зона — пространство, находящееся вблизи автобуса, почти вплотную к нему, так как оно не просматривается с водительского места.
— Где переходить улицу после выхода из любого транспортного средства?
— Сформулируйте правило.
➣ Улицу переходи только по пешеходному переходу.
III. Подведение итогов.
— Какова была цель нашего занятия?
— Достигли мы ее?
— Оцените свою работу.
— Насколько активно работали?
— Все ли у вас получалось?
Автор: Е. Ю. Лавлинскова