Разработка классного часа по ПДД для учащихся начальной школы
Цели и задачи:
• закрепление знаний о светофоре и некоторых дорожных знаках;
• повторение правил перехода проезжей части дороги;
• знакомство с терминами «остановочный» и «тормозной» путь автомобиля;
• расширение словарного запаса учащихся.
Оборудование:
• фишки в виде светофоров по количеству участников;
• флажки зелёного, жёлтого, красного цветов;
• карточки со словами «Тормозной путь» и «Остановочный путь»;
• табло для игры с девятью пронумерованными ячейками;
• иллюстрации дорожных знаков для игры «Безопасность на дорогах»: «Прочие опасности», «Пешеходный переход», «Скользкая дорога», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Однопутная железная дорога», «Пересечение с трамвайной линией»;
• медали победителям игры.
Ход классного часа
Учитель: У меня на столе в перевёрнутом виде разложены 15 фишек в виде светофоров, на которых раскрашен только один цвет: зелёный, жёлтый или красный. Выбранный вами цвет определит, в какой команде вы будете сегодня играть.
♦ Учащиеся делятся на команды «Зелёные», «Жёлтые», «Красные».
Учитель: В центре каждого игрового стола расположен флажок зелёного, жёлтого или красного цвета. Уважаемые участники, займите, пожалуйста, свои места за игровыми столами в соответствии с выбранным цветом. Выберите капитана своей команды.
♦ Участники команд выбирают капитанов.
Учитель: Сегодня вы получите новые сведения о Правилах дорожного движения, познакомитесь с понятиями «тормозной» и «остановочный» путь автомобиля. А в заключение состоится игра «Безопасность на дорогах».
Сейчас проведём разминку. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и хором отвечайте на них «да» или «нет».
Быстрая в городе очень езда.
Правила знаешь движения? (Да.)
Вот в светофоре горит красный свет.
Можно пройти через улицу? (Нет.)
Ну а зелёный горит, вот тогда
Можно идти через улицу? (Да.)
Сел в автобус и не взял билет.
Так поступить полагается? (Нет.)
Старушке в преклонные очень года
Ты место в автобусе уступишь? (Да.)
Учитель: Сколько сигналов у светофора? Можно ли начинать переход на жёлтый свет? Что означает красный сигнал светофора? Можно ли перебегать дорогу? Почему зимой на дорогах нужно быть особенно осторожными? Как вы поступите, если вдруг, готовясь к переходу через проезжую часть, увидите машину, которая не успела затормозить? Когда легче затормозить машине — летом или зимой? Почему?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Соблюдать безопасность на улицах и дорогах необходимо в любое время года. Но особая осторожность нужна зимой. Как вы думаете почему?
Учащиеся: Зимой дороги покрываются коркой льда. Можно поскользнуться и упасть под колёса автомобиля.
Учитель: Движущаяся машина не может сразу остановиться, а на скользкой дороге сделать это ещё труднее. В морозную погоду стёкла машины покрываются льдом и обзор у водителя уменьшается. Дождь и туман тоже ухудшают видимость, вдобавок во время дождя дорога становится скользкой. Поэтому никогда не надо спешить и перебегать проезжую часть перед близко идущим транспортом. В плохую погоду даже самый опытный водитель может не успеть затормозить.
При внезапном появлении опасности на дороге водитель жмёт на тормоза. Сразу ли машина остановится?
Учащиеся: Нет. Машина проедет ещё некоторое расстояние.
Учитель: Запомните: расстояние, которое машина проходит с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки, называется тормозным путём.
Как вы думаете, от чего зависит длина тормозного пути?
Учащиеся: От скорости транспортного средства, состояния проезжей части.
Учитель: Правильно, а ещё от эффективности тормозной системы, состояния шин, а также от массы, если считать, что у транспортных средств эффективность тормозной системы одинаковая, и если они движутся с одинаковой скоростью.
А как вы думаете, что такое остановочный путь?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Остановочный путь — это расстояние, которое проходит транспортное средство от момента обнаружения опасности водителем до полной остановки транспортного средства.
Здесь особенно важно, как быстро среагирует водитель.
Теперь вы понимаете, почему нельзя внезапно выбегать на проезжую часть и переходить её перед приближающимся автомобилем.
Учитель: Тормозной путь, остановочный путь автомобиля, состояние дороги — всё это надо учитывать при переходе проезжей части дороги.
Начинаем игру «Безопасность на дорогах». На доске помещено табло, состоящее из девяти пронумерованных квадратов. Под каждым квадратом скрывается вопрос. Капитан каждой команды в порядке очерёдности называет любой номер квадрата, я зачитаю вопрос, соответствующий выбранному номер, и несколько вариантов ответа. После обсуждения ответа в командах капитан поднимает флажок и команда отвечает на вопрос. В случае неверного ответа право голоса переходит к командам соперников. За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов.
Вопросы:
1. В каком случае тормозной путь длиннее?
а) Скорость машины большая, дорожное покрытие сухое.
б) Скорость машины небольшая, дорожное покрытие мокрое.
в) Скорость машины большая, дорожное покрытие мокрое.
Верный ответ: в).
2. От чего зависит тормозной путь автомобиля?
Верный ответ. Длина тормозного пути автомобиля зависит от его скорости, массы, силы сцепления колёс с дорогой, от эффективности тормозной системы.
3. Что такое тормозной путь автомобиля?
Верный ответ. Тормозной путь — это расстояние, которое транспортное средство проходит с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки.
4. Что такое остановочный путь автомобиля?
Верный ответ. Остановочный путь — это расстояние с момента, когда водитель обнаруживает опасность, до полной остановки автомобиля.
5. Выбери верное высказывание.
а) Тормозной путь длиннее остановочного.
б) Остановочный путь длиннее тормозного.
в) Время реакции водителя не влияет на остановочный путь.
Верный ответ: б).
6. Как называются эти дорожные знаки?
Верный ответ. 1 — «Прочие опасности», 2 — «Пешеходный переход», 3 — «Скользкая дорога».
7. Какой дорожный знак не предупреждает о состоянии дороги?
а) «Скользкая дорога»
б) «Неровная дорога»
в) «Главная дорога»
Верный ответ: в).
8. Какой знак предупреждает о приближении к железнодорожному переезду со шлагбаумом?
а) 1 в) 3
б) 2 г) 4
Верный ответ: в).
9. Что означает сочетание красного и жёлтого сигналов светофора?
а) Светофор неисправен.
б) Вскоре будет включён зелёный сигнал.
в) Вскоре будет включён красный сигнал.
Верный ответ: б).
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Где вы можете использовать полученные знания?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Сегодня вы получили новые знания по ПДД, которые будете, конечно, применять на дорогах. В игре «Безопасность на дорогах» есть победители.
♦ Учитель объявляет итоги игры. Проходит награждение победителей игры медалями.
Авторы: О.Н. Крылова, М.Ю. Дорофеева, г. Салехард