Живая газета во 2 классе «Мир вокруг нас»
Цели: расширять представление о природном окружении как среде жизнедеятельности человека; развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды; воспитывать нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.
Оборудование: схема газеты; знаки поведения в природе; ребусы на листах; рисунки детей; раскладушка «Красота окружающего мира»; пластинки «Весенние голоса леса», «Танец утят».
Ход занятия
Учитель. Замечательный писатель и большой любитель природы, М. Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого (читает наизусть ученик).
ПРОСЬБА
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце, сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы!
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Учитель. Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Вот об этом мы сегодня узнаем из газеты. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг газеты — ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга.
— Кто здесь нарисован? (Человек.)
— А почему он грустный?
Дети отвечают.
— Вот видите, у вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда, может быть, поймем, почему он грустный.
1-й корреспондент. Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает на газету). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой (на доске написано это слово).
— Мы привыкли воздушный океан называть небом. Кто знает стихи или загадки о небе?
Ученик.
Выше леса, выше гор,
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой!
1-й корреспондент. Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, то микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что нужно сделать, чтобы микробов было меньше?
Дети отвечают.
— Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля. (Дети убирают аппликации микробов с поля.)
— А еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Инсценировка.
ЧУДО-ЛИСТЬЯ
Действующие лица: Баба Яга, Кощей, Ученик.
Ученик. Здравствуйте, ребята!
Баба Яга. Здравствуйте, ребятки! О чем вы мне сегодня расскажете интересном?
Ученик. Я хочу рассказать о листьях.
Баба Яга (разочарованно). Ну вот, придумали о чем говорить. Что в листьях интересного? Зачем они вообще нужны?
Ученик. Прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: «Без чего человеку не жить?». (Раздается шум, влетает Кощей.)
Кощей. Я знаю, без чего человек не может жить!
Ученик. Без чего?
Кощей. Без меня!
Баба Яга. Здравствуйте, братец родимый, Кощеюшка любимый!
Кощей. Здорово, сестрица Яга — костяная нога. Здравствуйте, ребятки!
Ученик. Так ты считаешь, что мы без тебя не можем жить?
Кощей. Конечно! Если вы не согласны, то я вас живо могу погубить!
Ученик. Сколько же в тебе еще злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята?
Баба Яга. Без чего же тогда мы не можем жить? Даже интересно!
Ученик. Без листьев мы не можем жить.
Баба Яга. Вот еще чего придумали! (Сердито.) Без листьев! Так я и поверила!
Кощей. Бред какой-то!
Ученик. Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну-ка, попробуйте. Ребята тоже могут попробовать не дышать. Начали…
Баба Яга и Кощей (выпустив воздух). Ой, больше не могу, дышать хочется (шумно дышат).
Ученик. А знаете, чем вы дышите?
Баба Яга. Никогда об этом не думала, дышится, ну и ладно.
Кощей. А чем дышим?
Ученик. Так вот знайте! Все мы дышим кислородом, точнее — воздухом, в котором находится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700-900 литров кислорода.
Кощей. Ой-ой-ой! Как много!
Ученик. Но еще больше потребляет кислорода легковой автомобиль. За 1000 км пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.
Кощей. Но я все-таки не понимаю, при чем тут листья?
Ученик. А при том, дорогие мои, что листья — самые настоящие фабрики кислорода.
Баба Яга. Ой, не могу, уморил! (Смеется.) Листья — фабрики… Вот это да! Никогда бы не думала, что листья — это фабрики.
Кощей. У всех фабрик бывает дым над трубами. А где у листьев трубы и дым? (Внимательно рассматривает листья цветов.)
Ученик. Листья — фабрики необычные, без труб и дыма. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом. А кислород выделяют листья. Вот и получается, что без листьев мы с вами не можем обойтись.
Кощей. Выходит, что чем больше листьев, тем больше кислорода?
Ученик. Да, верно, Кощей! Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке.
Баба Яга. Вот почему, ребята, живу я в лесу, в избушке на курьих ножках. А если бы жила в городе, то давно бы меня на свете не было.
Кощей. Да и я на природе живу, потому меня Бессмертным и кличут.
Ученик. Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить невозможно! (Обращается ко всем.) Нас много, ребята, везде, где живем, деревья посадим, сады разведем!
Учитель. А теперь следующая страничка нашей газеты — посмотрите, что же это такое: какие-то изображения. Давайте послушаем второго корреспондента.
2-й корреспондент. Ребята, кто из вас любит слушать песни и вообще музыку? Вот в одной песенке есть такие слова:
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
— Весело? Да.
А почему же соседи ей говорят:
— Эй, гражданка, у окна,
Вы же дома не одна!
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром? [Ответы детей.)
— Конечно, им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины-грузовики, самолеты, мотоциклы издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. Очень вредно включать дома магнитофон или радио надолго и на полную мощность. И еще, некоторые ребята очень громко кричат. Это очень плохо, потому что резкие, сильные звуки разрушают слуховой аппарат.
Видите, сколько звуковых загрязнителей, и это поле (показывает на поле со стрелками и спиралями) — звуки вокруг нас. Стрелки — это резкие, громкие звуки. Спирали — волны музыки, приятной, негромкой, спокойной речи.
— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей.)
— Да, не нужно включать громко музыку, кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Учитель. Ну вот, уже 2 поля чистые, а мы пойдем на синюю страничку.
3-й корреспондент.
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Эта страничка о воде. Где находится вода на земном шаре? (В океане, морях, речках, ручьях.) Снег — это тоже вода, облака — вода. Для растений и животных не всякая вода годится.
— В океанах и морях вода какая? (Соленая.) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Послушайте стихотворение и подумайте, про какую воду так говорится.
Ученик.
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
3-й корреспондент. Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей). Да, во- первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми; во-вторых, беречь воду от загрязнения.
Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, озера мусор, моют в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Уберем все эти грязные пятна! (Убирает с поля грязные пятна. Под ними осетр, лебеди.)
Учитель. Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле — чистая вода. Лебеди плавают.
— На кого похожи маленькие лебеди? В какой сказке вы об этом читали? (Г.-Х. Андерсен, «Гадкий утенок»).
Давайте потанцуем вместе с утятами!
Звучит мелодия танца утят. Дети танцуют.
Учитель. А теперь зеленая страничка нашей газеты. 4-й корреспондент. Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей).
— Да, она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения. Они дают пищу и кислород всем живым существам.
Ученик.
Жизнь в зеленом мире этом
Хороша зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком.
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
Ученик.
РУССКИЙ ЛЕС
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться — и видно все до дна.
Течет вода — водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и грибы,
Душистая малина на кустиках густых.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой,
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
С. Никулин
Учитель. Ребята, давайте и мы отправимся в лес и послушаем, о чем говорят птицы. (Грамзапись «Весенние голоса птиц».)
4-й корреспондент. А всегда ли человек относится к природе, как к другу? Вот послушайте стихотворение Е. Карасева: Ученик.
НА ЗЕМЛЕ ИСЧЕЗАЮТ ЦВЕТЫ
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветков луговых
Нами понято было едва ли:
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой»!
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Сценка.
БЕЛАЯ ЧЕРЕМУХА
Девочка (идет по сцене и читает стихотворение, показывая на куст черемухи).
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много-много дней.
Любуясь черемухой, мимо проходят девочки.
— Чья это черемуха?
— Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева.
Девочка.
Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
Учитель. Как поступили эти ребята? Почему нельзя обламывать ветки деревьев? Срывать листья?
4-й корреспондент. Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты. Под каждым из них — растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе.
— Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы сохранить растения? (Ответы детей по правилам поведения по отношению к растениям: на доске изображения этих правил.)
Вывод. Растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Учитель. А почему нельзя рвать охапки цветов? (Ответы детей.)
Ученик.
ЕСЛИ Я СОРВУ ЦВЕТОК
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Т. Собакина
Учитель. В книге Е. Л. Прасоловой «В союзе с красотой» есть прекрасные слова: «Я сорвал цветок — и он увял. Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
— Как понимаете эти слова?
4-й корреспондент. Мы запомним правило о том, что нельзя рвать цветы, и можно убрать черные круги, под ними яркие рисунки растений (кувшинка, ландыш, василек).
Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же, как сами эти растения — природу. Но поля портят черные квадраты, под ними животные, которых осталось мало.
— Как убрать черные квадраты? (Ответы детей по правилам поведения с животными в природе. На доске изображения этих правил.)
— Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд, самое важное — не обижать никого, даже самых маленьких жучков и паучков. Запомните эти правила! Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле. (Убирает с поля квадраты, под ними -рисунки бабочки, орла, лягушки, пятнистого оленя.)
Учитель. Послушайте, как Коля поступает, если встретит красивое насекомое.
Ученик.
ЖУК
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
Очень серьезным и грозным он был –
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука!
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья, что он жует.
И будут страницы, как птицы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я вам расскажу про жука своего.
Как славно, что я не обидел его!
В. Махотин
Учитель. И последняя страничка нашей газеты «Угадай-ка».
1. Викторина о лесе.
1) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
2) Из какого дерева делают пианино? (Ель.)
3) Какие дрова самые жаркие? (Березовые, дубовые.)
4) Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
5) Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)
6) Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
7) Какая птица умело подражает голосами многих птиц? (Скворец.)
8) У какой птицы самый длинный язык? (У дятла -15 см.)
9) Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота.)
10) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
2. Загадки.
1) Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы.)
2) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
3) Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова.)
4) Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)
5) Зимой на ветке яблоки, скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (Снегири.)
3. Пословицы.
— Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы:
• Воробей. (Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.)
• Гусь, свинья. (Гусь свинье не товарищ.)
• Кулик. (Каждый кулик свое болото хвалит.)
• Синица, журавль. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4. Ребусы.
Учитель. Ребята, посмотрите на наши поля на газете вокруг человечка. Какие они чистые, красивые. Если мы будем всегда выполнять правила поведения в природе, то поможем сохранить природу. Давайте же будем беречь родную природу!
А теперь посмотрите на человечка! У него совсем другой вид, он улыбается — ему хорошо! (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо.)
— Человеку хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы, и его надо беречь.
Послушайте, как хорошо человеку, если он здоров!
Ученик.
ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА МОЯ!
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет,
Выхожу из дома я, —
Здравствуй, улица моя!
Я пою — и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я, —
Здравствуй Родина моя!
К. Ибряев
Учитель. Итак, если природа сохранится, то и Родина наша будет богатой и счастливой.