Классный час по валеологическому воспитанию в начальной школе

Поделиться:

Конспект тематического занятия по валеологическому воспитанию для младших школьников «Быть может, еда прибавляет года?»

Цель: объяснить значение полноценного питания для формирования детского организма, а также, используя литературный материал, показать пагубное влияние алкоголя на здоровье человека.

Ход занятия

Учитель. Здоровье каждого ребенка зависит от очень многих причин, одна из них — полноценное питание. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), содержащиеся в хлебе, молоке, масле, яйцах, различных мясных и рыбных блюдах — это строительный материал для всех тканей и органов, а также источник энергии для всех функций организма. Больше всего питательных веществ вы съедаете в обед с первыми и вторыми блюдами.

(Ученик читает стихотворение Б. Заходера «Повара».)

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет.

Это проще простого:

Это раз — и готово!

(Если мама готовит обед).

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чем секрет!) –

Очень трудно готовить обед!

Учитель. Приготовить обед — дело непростое и довольно хлопотное. С чего следует начинать обед? С какого блюда? Кто из вас, ребята, знает и сумеет объяснить?

(Высказывания учащихся.)

Учитель. Чтобы вы догадались сами и правильно ответили на вопрос, послушайте внимательно стихотворение С. Михалкова «Овощи».

Ученик.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, горох, петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? капуста? горох? петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала;

Картошку, капусту, горох, петрушку и свеклу.

Ох!..

(После чтения стихотворения следуют ответы детей.)

Учитель. Ответы ваши правильны. Обед действительно нужно начинать с салатов или винегрета, ученые установили, что овощи — картофель, капуста, лук, огурцы, помидоры, салат, редис, морковь, свекла и другие — содержат не только питательные вещества, но и витамины, а также минеральные соли, клетчатку, которые помогают вашему организму усваивать различные пищевые продукты. Поэтому перед обедом очень полезны салаты из овощей, особенно из ранних — зеленого лука, редиса, салата, заправленные растительным маслом. Ранние овощи способствуют выделению пищеварительных соков и повышению аппетита. Но помимо овощей есть такой продукт, который ученые называют «самой богатой едой», без которого ни один ребенок не сможет нормально развиваться и расти. Что это за продукт?

(Дети отвечают.)

Учитель. Правильно, это молоко! Необыкновенные свойства молока люди оценили очень давно. Около десяти тысячелетий назад они попробовали овечье и козье молоко и научились готовить из него отличные сыры. Позже приучили коров, из молока которых стали получать вкусный творог. В Монголии из молока кобылиц научились готовить ароматный и очень полезный напиток — кумыс. Чашей, наполненной молоком, встречали знатных и дорогих гостей. Молоко считалось особым лакомством. Уже со времен Гиппократа, жившего в Греции более двух тысяч лет назад, молоко стали назначать людям нервным, с больным желудком. Спасение в молоке ищут при лечении отравлений…

Почему же молоко так необходимо организму человека? Почему молоко — удивительная и «изумительная пища», как считал И. П. Павлов? В молоке есть все вещества, из которых состоит наша пища, — белки, жиры, углеводы, соли, витамины. Установлено, что в одном стакане молока белков столько, сколько в двух куриных яйцах. В сутки ребенок должен выпивать по два стакана молока.

А теперь будьте внимательны! Вот загадки — давайте отгадки.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал,

Там и пропал. (Сахар.)

 

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь.)

 

Щеки розовы, нос белый.

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис.)

 

Без счету одежек, и все

Без застежек. (Капуста.)

 

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко –

Под кустом… (Картошка.)

 

Летом — в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою — в бочке.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы.)

 

Повернулось к солнцу

Золотое донце. (Подсолнух.)

 

Он большой, как мяч футбольный,

если спелый — все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (Арбуз.)

 

Много халатов надето

На куклу желтого цвета.

Султан на голове черен,

Все тело из зерен. (Кукуруза.)

 

Его я режу на куски

И вижу в нем пургу муки.

И слышу шум колосьев в нем,

Политых солнцем и дождем,

И аромат земли родной,

Что перепахана весной.

Лежит он на столе, дыша,

Как будто пахаря душа. (Хлеб.)

 

— Желтый, круглый, ты откуда?

— Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только

Раздели меня на дольки.

Как меня ты назовешь? (Апельсин.)

 

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блин.)

 

В воде родится,

А воды боится. (Соль.)

 

Рождена водою, воспитана солнцем,

Увидит свою мать — умирает. (Соль.)

 

Что полезно — всем известно.

Я ответ найду легко.

На моей любимой чашке

Нарисованы ромашки.

Ну, а в чашке… (Молоко.)

Учитель. Кроме молока человеку полезны и другие напитки здоровья, например, отвар шиповника, фруктовые соки и т. д. По утрам мы часто пьем свежезаваренный ароматный чай. Но не все, вероятно, знают, что чай не только вызывает ощущение бодрости, легкости. В нем есть витамин, который влияет на прочность наших кровеносных сосудов и их деятельность. Специалисты также считают чай, разбавленный молоком, очень полезным диетическим напитком. Его можно пить и здоровым, и больным, особенно на ночь. Этот напиток помогает быстрому засыпанию, способствует хорошему, крепкому сну.

Кроме полезных напитков существуют и вредные — пиво, вино, водка. В них содержится алкогольное вещество, которое вызывает нарушения деятельности нервной системы, головного мозга. От алкоголя страдают желудок, печень. Кроме того, он приводит к понижению содержания витаминов и минеральных солей в организме. А это также вызывает различные заболевания. При употреблении алкогольных напитков человек ведет себя необычно: движения его размашисты и неуверенны; он идет, широко расставляя ноги, спотыкаясь; у него нарушается речь. Очень опасна бесконтрольность его поступков. Последствия употребления спиртных напитков бывают самые печальные.

Учитель. Алкогольные напитки вредны всем, но особую опасность представляют для детей. Употребление спиртного даже в очень небольшом количестве — это медленное отравление организма, а если это делают дети, то оно резко ускоряется и усиливается, и даже может наступить мгновенная смерть.

А теперь, ребята, прочтите этот текст и объясните его смысл (текст написан на плакате или на доске).

Ведь если б еда прибавляла года,

Всех дольше бы жили обжоры тогда.

Съел мало — и много покоя взамен.

Съел много — к болезням отправился в плен.

(Ответы детей.)

Учитель. Переедание, отсутствие меры в еде приводят к избыточному весу, ожирению. При этом в подкожной жировой клетчатке и большинстве органов отлагается избыточное количество жира, что мешает нормальной работе внутренних органов, снижает сопротивляемость детского организма различным болезням.

Подводятся итоги занятия.

Работа с пословицами:

Умеренный в еде — всегда здоров (хинди).

Не в меру есть — болезнь и беда (осетинская).

Сытно кормить — только вредить (арабская).

Умеренность — мать здоровья (русская).