Конспект тематического занятия по валеологическому воспитанию для младших школьников «Быть может, еда прибавляет года?»
Цель: объяснить значение полноценного питания для формирования детского организма, а также, используя литературный материал, показать пагубное влияние алкоголя на здоровье человека.
Ход занятия
Учитель. Здоровье каждого ребенка зависит от очень многих причин, одна из них — полноценное питание. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), содержащиеся в хлебе, молоке, масле, яйцах, различных мясных и рыбных блюдах — это строительный материал для всех тканей и органов, а также источник энергии для всех функций организма. Больше всего питательных веществ вы съедаете в обед с первыми и вторыми блюдами.
(Ученик читает стихотворение Б. Заходера «Повара».)
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет.
Это проще простого:
Это раз — и готово!
(Если мама готовит обед).
Но бывает, что некогда маме,
И обед себе варим мы сами,
И тогда
(Не пойму, в чем секрет!) –
Очень трудно готовить обед!
Учитель. Приготовить обед — дело непростое и довольно хлопотное. С чего следует начинать обед? С какого блюда? Кто из вас, ребята, знает и сумеет объяснить?
(Высказывания учащихся.)
Учитель. Чтобы вы догадались сами и правильно ответили на вопрос, послушайте внимательно стихотворение С. Михалкова «Овощи».
Ученик.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, горох, петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? капуста? горох? петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала;
Картошку, капусту, горох, петрушку и свеклу.
Ох!..
(После чтения стихотворения следуют ответы детей.)
Учитель. Ответы ваши правильны. Обед действительно нужно начинать с салатов или винегрета, ученые установили, что овощи — картофель, капуста, лук, огурцы, помидоры, салат, редис, морковь, свекла и другие — содержат не только питательные вещества, но и витамины, а также минеральные соли, клетчатку, которые помогают вашему организму усваивать различные пищевые продукты. Поэтому перед обедом очень полезны салаты из овощей, особенно из ранних — зеленого лука, редиса, салата, заправленные растительным маслом. Ранние овощи способствуют выделению пищеварительных соков и повышению аппетита. Но помимо овощей есть такой продукт, который ученые называют «самой богатой едой», без которого ни один ребенок не сможет нормально развиваться и расти. Что это за продукт?
(Дети отвечают.)
Учитель. Правильно, это молоко! Необыкновенные свойства молока люди оценили очень давно. Около десяти тысячелетий назад они попробовали овечье и козье молоко и научились готовить из него отличные сыры. Позже приучили коров, из молока которых стали получать вкусный творог. В Монголии из молока кобылиц научились готовить ароматный и очень полезный напиток — кумыс. Чашей, наполненной молоком, встречали знатных и дорогих гостей. Молоко считалось особым лакомством. Уже со времен Гиппократа, жившего в Греции более двух тысяч лет назад, молоко стали назначать людям нервным, с больным желудком. Спасение в молоке ищут при лечении отравлений…
Почему же молоко так необходимо организму человека? Почему молоко — удивительная и «изумительная пища», как считал И. П. Павлов? В молоке есть все вещества, из которых состоит наша пища, — белки, жиры, углеводы, соли, витамины. Установлено, что в одном стакане молока белков столько, сколько в двух куриных яйцах. В сутки ребенок должен выпивать по два стакана молока.
А теперь будьте внимательны! Вот загадки — давайте отгадки.
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал,
Там и пропал. (Сахар.)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки. (Морковь.)
Щеки розовы, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис.)
Без счету одежек, и все
Без застежек. (Капуста.)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста.)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко –
Под кустом… (Картошка.)
Летом — в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою — в бочке.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)
Повернулось к солнцу
Золотое донце. (Подсолнух.)
Он большой, как мяч футбольный,
если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз.)
Много халатов надето
На куклу желтого цвета.
Султан на голове черен,
Все тело из зерен. (Кукуруза.)
Его я режу на куски
И вижу в нем пургу муки.
И слышу шум колосьев в нем,
Политых солнцем и дождем,
И аромат земли родной,
Что перепахана весной.
Лежит он на столе, дыша,
Как будто пахаря душа. (Хлеб.)
— Желтый, круглый, ты откуда?
— Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели меня на дольки.
Как меня ты назовешь? (Апельсин.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блин.)
В воде родится,
А воды боится. (Соль.)
Рождена водою, воспитана солнцем,
Увидит свою мать — умирает. (Соль.)
Что полезно — всем известно.
Я ответ найду легко.
На моей любимой чашке
Нарисованы ромашки.
Ну, а в чашке… (Молоко.)
Учитель. Кроме молока человеку полезны и другие напитки здоровья, например, отвар шиповника, фруктовые соки и т. д. По утрам мы часто пьем свежезаваренный ароматный чай. Но не все, вероятно, знают, что чай не только вызывает ощущение бодрости, легкости. В нем есть витамин, который влияет на прочность наших кровеносных сосудов и их деятельность. Специалисты также считают чай, разбавленный молоком, очень полезным диетическим напитком. Его можно пить и здоровым, и больным, особенно на ночь. Этот напиток помогает быстрому засыпанию, способствует хорошему, крепкому сну.
Кроме полезных напитков существуют и вредные — пиво, вино, водка. В них содержится алкогольное вещество, которое вызывает нарушения деятельности нервной системы, головного мозга. От алкоголя страдают желудок, печень. Кроме того, он приводит к понижению содержания витаминов и минеральных солей в организме. А это также вызывает различные заболевания. При употреблении алкогольных напитков человек ведет себя необычно: движения его размашисты и неуверенны; он идет, широко расставляя ноги, спотыкаясь; у него нарушается речь. Очень опасна бесконтрольность его поступков. Последствия употребления спиртных напитков бывают самые печальные.
Учитель. Алкогольные напитки вредны всем, но особую опасность представляют для детей. Употребление спиртного даже в очень небольшом количестве — это медленное отравление организма, а если это делают дети, то оно резко ускоряется и усиливается, и даже может наступить мгновенная смерть.
А теперь, ребята, прочтите этот текст и объясните его смысл (текст написан на плакате или на доске).
Ведь если б еда прибавляла года,
Всех дольше бы жили обжоры тогда.
Съел мало — и много покоя взамен.
Съел много — к болезням отправился в плен.
(Ответы детей.)
Учитель. Переедание, отсутствие меры в еде приводят к избыточному весу, ожирению. При этом в подкожной жировой клетчатке и большинстве органов отлагается избыточное количество жира, что мешает нормальной работе внутренних органов, снижает сопротивляемость детского организма различным болезням.
Подводятся итоги занятия.
Работа с пословицами:
Умеренный в еде — всегда здоров (хинди).
Не в меру есть — болезнь и беда (осетинская).
Сытно кормить — только вредить (арабская).
Умеренность — мать здоровья (русская).