Конспект классного часа «Права человека в обществе». Начальная школа
Цели: довести до осознания учениками мысль о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами; обобщить знания учащихся о личных правах человека; познакомить с основными правовыми документами, Всеобщей декларацией прав человека; помочь осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Материалы: жетоны разного цвета для деления учащихся на группы; Шабельников Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: кн. для учащихся начальных классов. — М.: Вита-Пресс, 1996; листы с текстом Всеобщей декларации прав человека; вопросы на отдельных листах для викторины, перевертыши и листы с вариантами названий сказок.
Ход классного часа
I. Формулирование темы классного часа и постановка проблемы.
(Выступает группа учеников, которая подготовила к уроку дополнительный материал.)
Сценка
1-й ученик. С самых давних времен людей волновали вопросы:
2-й ученик. Что люди могут делать и чего не могут?
3-й ученик. Что люди обязаны делать и что не обязаны?
4-й ученик. На что они имеют право и на что не имеют?
1-й ученик. Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. С ними и обращались не как с людьми, а как с существами второго сорта или как с неодушевленными предметами. Только к XX веку человечество научилось понимать, что это несправедливо!
2-й ученик. Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах.
3-й ученик. Во Второй мировой войне, которую развязала фашистская Германия, погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война — самый худший способ решения споров и проблем.
4-й ученик. Сегодня наука и техника достигли таких результатов, и человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, в этой войне не будет победителей. Весь земной шар будет уничтожен!
1-й ученик. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию — ООН (Организацию Объединенных Наций), которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Учитель вместе с учениками определяют тему кпассного часа: «Права человека в обществе» и формулирует проблему: «Какие права существуют у человека в любом современном обществе? Какие правовые документы их гарантируют?»
II. Открытие нового знания.
Выступление учителя.
В результате работы ООН на свет появился очень важный документ — Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека — это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.
В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком бы языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребенком, он должен быть свободным и обладать всеми правами.
III. Работа в группах.
Цель: проверить степень усвоения нового материала.
Учащиеся с помощью жетонов разного цвета делятся на 4 группы.
Примерное распределение обязанностей учащихся для работы в группе из пяти человек:
Капитан — руководит работой группы.
Секретарь — делает записи за всю группу.
Оратор — выступает перед классом, защищая результаты работы.
Хранитель времени — следит, чтобы группа закончила работу вовремя.
Редактор — оформляет результаты работы в виде опорной схемы, плаката и т. д.
Правила совместной работы (см. классный час «Как работает творческая группа?»).
Каждая группа получает конверт с одним вопросом.
Вопросы:
1. Какова цель ООН? (Защита прав человека.)
2. В каком международном документе изложены права человека в любом современном обществе? (Во Всеобщей декларации прав человека.)
3. О чем говорится в этом документе? (В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола.)
4. Как вы понимаете выражение «свободными и равными в своих правах независимо от национальности, языка, пола»?
Ученики работают и в группе и отвечают на предложенный вопрос; выбирают «оратора», ученика, который выскажет мнение группы.
Физкультминутка
Игра «Запрещенное движение»
Ученики вместе с учителем встают со своих мест и располагаются в проходах между партами так, чтобы не мешать друг другу. Учитель объясняет, что он будет выполнять разные движения, а ученики должны их выполнять вместе с ним, но одно движение запрещено — его нельзя выполнить (например, движение «руки за голову»). Учитель начинает делать разные движения, все ученики повторяют их. Неожиданно учитель выполняет запрещенное движение. Ученик, повторивший его, должен выполнить «наказание» — несколько приседаний. Затем игра продолжается снова. Запрещенные движения следует менять после трех — четырех повторений.
IV. Знакомство со статьями Всеобщей декларации нрав человека.
Задача: в занимательной форме познакомить учеников со статьями Всеобщей декларации прав человека.
(У учащихся на партах разложены листы с текстом Всеобщей декларации прав человека (см. Приложение).)
Учитель. Познакомиться с декларацией и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет народная мудрость — сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, право побеждает произвол. Мы рассмотрим сказки, в которых затрагивается проблема прав человека.
• Работа с книгой «Ваши права» (Шабельников, Е. С., Каширцева, Е. Г. Ваши права: кн. для учащихся начальных классов. — М.: Вита-Пресс, 1996.)
Учитель организует работу по плану:
1. Учащиеся рассматривают иллюстрации на страницах книги.
2. Выдвигают предположения о том, какие права нарушают сказочные герои.
3. Проверяют свои предположения и зачитывают статью Декларации прав человека, данную в книге.
4. Находят данную статью в листах с текстом Всеобщей декларации прав человека.
5. Приводят свои примеры литературных произведений, в которых было нарушено это право.
Важно: Учащиеся рассматривают часть статей, предложенных в книге. Оставшиеся статьи декларации учитель просит прочитать и разобрать дома, вместе с родителями.
Для закрепления учитель может организовать игру «Перевертыши».
Каждая группа получает листок с названием сказок и перевертыш.
Задача: разгадать название сказки и назвать права, которые нарушают герои этого литературного произведения.
Перевертыши:
Петух одноцветный — («Курочка Ряба»);
Пес босиком — («Кот в сапогах»);
Утки-селезни — («Гуси-лебеди»);
Белоснежка — («Золушка»),
V. Разрешение проблемы, поставленной в начале классного часа.
Учитель. Опираясь на полученные на данном этапе работы знания, вернемся к проблеме классного часа и попробуем ее разрешить.
Ученики (возможный вариант решения проблемы собирается из всех ответов учеников). В современном обществе каждый человек имеет равные права независимо от национальности, языка, пола.
Самые главные права человека перечислены в Конституции государства, а также закреплены во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята ООН после Второй мировой войны. Эта организация специально создана для защиты прав человека в современном обществе. (Далее учащиеся могут перечислить основные права, записанные в Конституции и Декларации.)
VI. Подведение итогов.
Учитель. Напомните тему нашего классного часа. («Права человека в обществе».) На каком уровне находились наши знания по данной теме в начале урока?
(Ученики дают разнообразные ответы.)
Учитель. Можем ли мы утверждать, что к концу классного часа уровень наших знаний изменился? Что нового мы узнали?
Ученики. Да, теперь мы знаем, что в современном обществе каждый человек имеет равные права, независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком бы языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребенком, он должен быть свободным и обладать всеми правами. Мы знаем, что это право, как и другие, записано в основных международных документах — Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.
Учитель. Как вы думаете, почему всякое право человека в обществе предполагает и обязанность?
(Ученики высказывают свое мнение по данному вопросу, обращаются к выводу, сделанному на уроке: «У других людей точно такие же права, как и у нас. Надо уважать права другого человека!».)
Домашнее задание.
Группа учеников, которая отвечает за оформительские работы в классе, готовит плакат: «Что мы знаем о правах человека в обществе» и делится результатами своей работы.
Возможный вариант плаката «Что мы знаем о правах человека в обществе?».
Гражданин любой страны (Должен уважать права других людей!)
Приложение
Всеобщая декларация прав человека
Статья 1.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2.
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Статья 3.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4.
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.
Статья 6.
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Статья 7.
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Статья 8.
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Статья 9.
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 10.
Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Статья 11.
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
Статья 12.
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Статья 13.
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 14.
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 15.
1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Статья 16.
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Статья 17.
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Статья 18.
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Статья 19.
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 20.
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
Статья 21.
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Статья 22.
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 23.
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Статья 24.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Статья 25.
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26.
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27.
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Статья 28.
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Статья 29.
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 30.
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
(Права человека. Международный билль о правах человека. — Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1995. — С. 3.)