Классный час «Правила поведения на природе», 2 класс

Поделиться:

Классный час по этикету для младших школьников. Разработка

Цели и задачи

— развивать коммуникативные способности, умение работать в команде;

— повторить правила поведения на природе; формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности.

Ход классного часа

Введение в тему классного часа

Учитель. Послушайте стихотворение С. Михалкова «Прогулка» и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

 

Тут сидят и там сидят,

Загорают и едят.

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

 

Мы но бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там — пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

 

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли —

Насорили и ушли!

 

Мы прошли, конечно, мимо..

— Эй, ребята! — крикнул Дима.

— Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

 

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли —

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели,

Отдохнули и ушли!

 

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки,

Словом, мусора гора!

 

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Вопросы для обсуждения:

— Наблюдали ли вы такую картину?

— Что ребята сделали неправильно?

— Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Работа в командах

Учитель. Давайте составим правила поведения на природе. Сделать это вам помогут произведения поэтов и писателей.

ЧЕРЕМУХА

Ребенок.

Ее ломают ветвями огромными,

Молоденьких деревьев не щадят.

И тянется за дачными вагонами

На плач похожий горький аромат.

Беззвучный плач возник не от того ли,

Что, если сплошь все гроздья оторвут,

Лишат ее и материнской доли, Душистых ягод холить не дадут!

Л. Татьяничева

Дети выводят правило первое:

Не ломай деревьев и кустарников; помни, что растения — это живые существа, ветки вместе с листьями играют большую роль в жизни растения. Например, листья участвуют в дыхании растений.

Учитель. Послушайте рассказ «Как плачут березы» и постарайтесь вывести правило второе.

Учитель читает рассказ.

После обсуждения дети записывают правило:

Не повреждай коры деревьев.

Через ранку вытекает сок, и дерево может погибнуть.

Не собирай березовый сок, помни, что это вредно дереву.

Учитель.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Доставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Их безумно, безжалостно рвали,

Беззаботно топтали мы их.

* * *

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского

* * *

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если он сорвет цветок,

Если все: и я, и ты, —

Если мы сорвем цветы —

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Е. Карасев

Дети записывают третье правило:

Не рви на лугу, в лесу цветов.

Пусть красивые растения останутся в природе.

Учитель.

Что ты тискаешь утенка?

Он — малыш, а ты — большой.

Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку,

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черед?

Взял бы крепко тебя в лапу,

Языком бы стал лизать,

Ух, как стал бы ты звать папу,

И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,

Пусть идет купаться в пруд, —

Лапы мальчика не шутка,

Чуть притиснешь — и капут.

С. Черный

Дети записывают четвертое правило:

Не бери в руки птенцов, потому что птицы, чувствуя запах человека, могут не признать птенчика, и он погибнет.

Ребенок.

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука,

Я поглядел на муравьев,

У них домище —

Будь здоров!

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал,

Нигде воды не замутил…

В лесу я просто погостил!

Н. Красильников

Дети записывают пятое правило:

Веди себя в лесу, как в гостях: вежливо, культурно, обходительно.

Ребенок.

Она кормила зимних птичек,

Бросая крошки из окна,

От их веселых перекличек

Смеялась радостно она.

Когда ж она бежала в школу,

Питомцы, слыша снега хруст,

Ватагой шумной и веселой

Неслись за ней с куста на куст!

И. Северянин

Дети записывают шестое правило:

Помогай птицам зимой.

Строй кормушки, подкармливай голодных пичуг.

 

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету —

Ведь другой на свете нету.

Я. Аким

Учитель. Как люди берегут природу?

Дети отвечают.

Люди придумали Красную книгу. В эту книгу занесены редкие животные и растения. Специальные службы следят, чтобы эти виды не уничтожались.

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

Красная книга, красная!

Значит, природа в опасности!

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет. Не напрасно

Красная книга — красная!

В. Дубровин

Подведение итогов

Учитель. А что мы можем сделать, чтобы природа стала еще богаче и красивее?

Давайте, друзья,

Везде, где живем,

Деревья посадим,

Сады разведем!

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

3. Александрова

Учитель предлагает детям написать, как каждый из них может помочь делу сохранения природы.