Классный час по правилам дорожного движения, 1 класс. Разработка
Цели и задачи
— повторить правила поведения на улице.
Ход классного часа
Обсуждение стихотворения С. Баруздина «Герой»
Вы, может быть, видели Вальку Петрова?
В школе часто о нем говорят.
Все знают Петрова, он парень толковый,
По крайней мере, на первый взгляд.
Он ходит солидно, пальто нараспашку,
Вместо рубашки он носит тельняшку.
Не парень, а прямо лихой атаман!
Встретишь его — уступай дорогу,
Походку его отличишь за версту,
И, право, «геройских» поступков много
У Вальки Петрова на личном счету.
И пусть на меня не будет в обиде Валька Петров.
И кажется мне, что он вовсе не видит,
В чем есть геройство, а в чем нет его.
Вопросы для обсуждения:
— Действительно ли Вальку можно назвать героем?
— Кто из вас видел такого «героя» на улице?
— Приятно ли смотреть на поведение такого человека?
Учитель. Неприятно смотреть на человека неопрятно одетого, грязного, небрежно шагающего по улицам.
Нужно думать не только о себе, но и все время ставить себя на место других людей, ведь от нашего поведения зависит здоровье, безопасность, настроение и работоспособность многих людей.
Игровые ситуации
Учитель. Давайте проиграем ситуации и выведем правила поведения на улице.
1. Два ученика стоят на тротуаре и громко обсуждают что-то, прохожие их обходят, делают им замечания.
2. Идут четыре девочки в один ряд, весело разговаривая. Навстречу им прохожий. Он не знает, как обойти девочек.
Дети вырабатывают следующие правила поведения на улице:
1. Неприлично на улице разговаривать, кричать, смеяться.
2. Если ты идешь с товарищем, не занимай весь тротуар — это мешает прохожим.
3. Если остановился поговорить со знакомым, то отойди в сторонку и не мешай прохожим.
4. Если встретил знакомого, то обязательно поздоровайся с ним.
Чтение и обсуждение отрывка из рассказа «Когда он идет в школу»
По асфальту, разбрызгивая неглубокие лужи, шагает мальчуган. По улице далеко разносится его посвистывание. В переулке мальчика окликнул один прохожий с чемоданом в руке.
— Сынок, скажи, как попасть на Красноармейскую улицу?
Не повернув головы, мальчик бросил через плечо:
— Я не справочное бюро, — и насвистывая, продолжал путь.
Вопросы для обсуждения:
— Вежливо ли поступил мальчик?
— Как вежливо сказать, если вы не знаете ответа на вопрос?
Дети записывают в тетради фразу: «Извините, я не знаю».
Учитель. Послушайте другую историю и постарайтесь вывести еще одно правило.
Шел Боря домой. Видит — идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Боря подошел к нему и сказал:
— Я вас через улицу переведу.
Слепой протянул Боре руку, и они перешли на другую сторону. Здесь слепой сказал:
— Вижу, хороший мальчик.
— Видите? — удивился Боря.
— Это и незрячему видно, — улыбнулся человек.
Дети записывают правило: «Помоги немощному человеку».
Учитель. Подумайте, как надо вести себя в следующей ситуации.
Однажды в автобусе Катя увидела человека: у него был шрам во все лицо, лицо обожженное. Девочка во все глаза стала смотреть на мужчину. Мужчина съежился, стал отворачиваться. Мама спросила: «Почему ты так на него смотришь?» А девочка ответила: «Мне его жалко».
Учитель. Можно ли так пристально смотреть на больного человека? (Ответы детей.)
Это некультурно. Если ты увидел человека с какими-либо изъянами, то постарайся на него не смотреть, потому что этому человеку становится неудобно.
Дети записывают правило: «Старайся не замечать физические недостатки других людей».
Учитель. Иногда люди любят шутить, как один мальчик из стихотворения.
Погода снежная была, отличная погода,
Швырнул снежком из-за угла
Я прямо в пешехода!
Он рассердился, поднял крик,
Что снег попал за воротник,
Что так нельзя, что стыдно так,
Что к людям я не чуток.
Подумайте, какой чудак:
Не понимает шуток!
Можно ли шутить с незнакомыми людьми?
Дети записывают правило: «Шутить можно только со своими знакомыми». Учитель подводит итоги занятия.
Подведение итогов
Дети еще раз проговаривают записанные правила, обсуждают, к каким последствиям приводит несоблюдение этих правил.