Классный час «Природа в музыке и поэзии», 4 класс

Поделиться:

Конспект внеурочного занятия по экологическому воспитанию в начальной школе на тему: «Природа в музыке и поэзии»

Цели: показать красоту и величие русской природы через литературные и музыкальные произведения; повторить экологические правила; учить видеть красоту родной природы; развивать наблюдательность, творчество; воспитывать желание охранять природу.

Оборудование: иллюстрации с изображением природы в разные времена года; записи «Голоса птиц», пьес из цикла П. И. Чайковского «Времена года» («Жаворонок», «Святки», «Баркаролла», «Осенняя песня», «На тройке»), из «Детского альбома», симфонической фантазии «Лес» А. Глазунова, пьесы «Утро» Э. Грига.

Эпиграф на доске:

Любите, почитайте, берегите природу, вечный источник нашей жизни и нашего творчества! Она нам дает во сто крат больше, чем мы можем ей дать!

М. Ф. Рыльский

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия.

Учитель. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. К природе надо относиться с исключительной бережливостью, рачительностью. Однако порой и взрослые и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней.

Сегодня мы заново откроем для себя красотой родной земли через музыкальные и литературные произведения.

II. Устный журнал.

Звучит запись «Голоса птиц».

Учитель. У писателя К. Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».

Ученик читает стихотворение С. К. Есенина «Топи да болота».

Учитель. Не всем дано услышать язык природы, понять ее. Для поэтов и композиторов природа — неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Поэт Ф. И. Тютчев писал:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Певец природы, писатель М. М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек — это одно, о необходимости нашего согласия с ней. Как в природе все стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке есть эта неистребимая потребность.

Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком.

— Послушайте стихотворение «Березка». О каких людях оно рассказывает?

На заре зеленую березку

На краю весеннего села

Полоснул ножом своим подросток

Мимоходом, в шутку, не со зла.

Может быть, с сегодняшнего утра

Ей не встать бы, сбитой наповал.

Только кто-то, ласковый и мудрый,

Рану у нее забинтовал.

И ушел, оставшись безымянным,

Доброглазый этот человек.

И огонь ликующий, зеленый

С той поры в ветвях ее не гас,

Очень уж хотелось знать спасенной,

Кто ее от верной смерти спас.

Композиторы изображают природу по-разному: с помощью звукоподражания или воспроизводя переживания, которые природа возбуждает в них или в их героях.

Солнце, снег и дождь вперемежку. Непостоянен обманщик- апрель: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

Ученик читает стихотворение А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает».

Учитель. Светлые облачка плывут по чистому небу и без следа тают в прозрачной синеве. Зазеленели луга. Листвой оделась милая красавица мая — черемуха. Уже рокочут майские грозы. Зазеленела молодая листва. В высоком поднебесье звенит песенка. Кто же певец? Да это же посланец весны жаворонок.

Ученик читает стихотворение В. А. Жуковского «Жаворонок» на фоне звуков пьесы «Жаворонок» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Далее ученик читает стихотворение С. К. Есенина «Черемуха».

Звучит финал «Первого концерта» П. И. Чайковского для фортепиано с оркестром в записи.

Учитель. Наступил июнь. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе.

Ученик читает стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет…».

Июль — макушка лета. Солнце поворачивается на зиму, а лето на жару. Лесные травы по пояс. Краше всех деревьев цветет и благоухает липа. Собирают нектар труженицы-пчелы. Весь день слышно их гуденье. Длинны и ярки июльские зори. По-своему неповторим каждый заход и восход солнца.

Ученик читает стихотворение И. А. Бунина «Детство».

Звучит симфоническая фантазия «Лес» А. Глазунова в записи.

Учитель. Августовское солнце южными лучами ласкает природу. Дни сухие и ясные. Прозрачен воздух, ближе дали, величественна глубокая синева неба. Безбрежна чистая лазурь неба. На лесной поляне еще сильно греет солнце, а на тенистой опушке свежо и прохладно. Вот они, контрасты августовского дня.

Постепенно тускнеет утомленная летним солнцем зелень. Увядая, пряно пахнут травы в лесу. Август — горячий месяц жатвы. Хрустальный воздух напоен ароматом садов, полей, скирд, стогов. Много спелых лесных ягод.

Хорошо в лесу и поле. Кротко тихое сияние предосенней ласково-ясной приумолкшей природы.

Звучит «Баркаролла» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Ученик читает стихотворение И. С. Никитина «Утро».

Звучит «Утро» Э. Грига (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»). Ученик читает стихотворение И. 3. Сурикова «Заря».

Учитель.

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу.

Величава золотая русская осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее стал широкий простор чарующих пейзажей. «В саду горит костер рябины красной». Далекий горизонт слегка окутывается лиловатой дымкой.

Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Ничего не поделаешь — не за горами зима. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев.

Ученик читает стихотворение С. К. Есенина «Отговорила роща золотая».

Звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского в записи. Ученик читает стихотворение К. Д. Бальмонта «Осень».

Звучит запись «Голоса улетающих птиц», ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Учитель. Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма.

Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» на фоне звуков пьесы П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Звучит пьеса «На тройке» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского в записи. Ученик читает стихотворение И. Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…»:

Звучит пьеса «Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Учитель. Зима идет на мороз, но солнце уже повернуло на лето. Скоро длиннее станет день, проснется от зимнего сна природа, зашумят вешние воды и начнется обновление природы.

III. Конкурс «Литература и природа».

Задание 1. Кто автор этого отрывка? Что такое туман?

Красным полымем заря вспыхнула;

По лицу земли туман стелется.

Разогрелся день огнем солнечным,

По дорогам туман выше темя гор.

А. В. Кольцов

(Туман — скопление водяных паров, расположенных над землей.)

Задание 2. Кто автор этого стихотворения? Когда наступает бабье лето?

Наступило бабье лето –

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

(14 сентября.)

 

Солнце! Что на свете слаже

После зябкого денька?

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Д. Б. Кедрин

Задание 3. Кто автор этого отрывка? Какое растение зацветает раньше ландыша?

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут,

На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

(Мать-и-мачеха.)

И. А. Бунин

IV. Итог занятия.

— Какие чувства вы испытали сегодня на занятии?

— Какое литературное, музыкальное произведение о природе вам понравилось?

— Что дает нам природа?

— Почему мы должны беречь и охранять ее?

— Какую пользу вы можете оказать птицам, зверям, деревьям?