Занятие по профориентации для младших школьников 3 класса. Тема: Профессия «Строитель»
Цели: познакомить со специальностями строительной профессии; воспитывать уважительное отношение к людям труда, развивать познавательный интерес.
Ход занятия
I. Введение в тему.
Строит школы, строит бани,
Строит новые дома,
Строит целые деревни,
Даже строит города!
Строить нужно аккуратно,
Строить нужно на века,
Чтоб жилось в тепле, уюте
Даже в сильные снега.
В своем деле он художник
И над ленью победитель.
Догадались? Он … (строитель).
II. Основная часть.
1. Беседа о строительных специальностях.
Строитель — это специалист по строительству.
Сейчас трудно найти человека, который мог бы заниматься всеми строительными работами от начала до конца. Любая стройка в наши дни — дело для целого коллектива строителей, каждый из которых имеет свою специальность и выполняет определенную работу.
Строительных специальностей очень много:
— землекоп;
— каменщик;
— бетонщик;
— кровельщик;
— отделочник (штукатуры и маляры);
— слесари;
— электрики;
— плотники;
— столяры;
— сантехники;
— монтажники.
Учащиеся пытаются объяснить, в чем заключается их работа.
2. Творческая работа: проект дома.
— А кто из вас знает, с чего начинается строительство домов? (Прежде чем дом построить, надо расчистить под него площадку, заложить фундамент.)
— Вы правы, но еще задолго до этого создается рисунок — проект дома. Так что дом начинается с проекта. Я предлагаю всем попробовать свои силы в разработке проектов домов для города (поселка) будущего. Распределитесь по творческим группам и сообща создайте оригинальный проект. Чем необычнее, тем лучше.
Каждая команда получает ватман, фломастеры и работает по заданию.
Каждая команда защищает свой проект, рассказывает, чем хорош их дом-фантазия.
— Кто занимается проектировкой? (Архитектор.)
«Архитектор — специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий».
Ученик 1 (читает наизусть).
Я буду архитектором
Хочу быть
Инженером
И милиционером,
Пожарным
И директором,
Но буду архитектором!
Хочу построить
Круглые
Квартиры и дома.
Для взрослых
Непривычные,
А для ребят
Отличные:
С качелями
Под елями,
На крышах
С каруселями, —
Новые
Веселые
Круглые дома!
И в каждом
Круглом доме
Все окна
Будут круглые.
С утра
Окно —
Как солнышко,
А ночью –
Как луна.
А главное,
Запомните,
Что в круглой-круглой
Комнате
Никто
Не сможет
В угол
Поставить шалуна.
Л. Николаенко
— Архитектор передает проект на строительную площадку. Берутся за дело строители.
Звучит 1-й куплет песни «Веселый марш монтажников» из кинофильма «Высота».
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет как нет!
А мы монтажники-высотники, да!
И с высоты вам шлем привет!
— Монтажник — очень важная и нужная профессия. Они собирают не только жилые дома, но и машины, различные сооружения. Многотонные детали поднимают они с помощью механической руки — подъемного крана. Подцепят монтажники краном первый блок, поставят его на место, закрепят; на первый опустят второй и гоже закрепят; на второй — третий. Так до тех пор, пока не поднимется в небо строительное сооружение.
Все это не простое дело. На высоте ветер такой, что раскачивает стальные трубы, как ветви деревьев. И все же монтажники работают в мороз, в дождь или под палящим солнцем. Большие они мастера!
III. Эстафета «Строители».
Дети разделяются на 2 команды.
Задача — построить дом из деталей конструктора или из кубиков.
По сигналу первый игрок, взявший один брусок, бежит до следующей линии, находящейся на расстоянии 9 м. Аккуратно поставив брусок, он возвращается за вторым, который ставит рядом с первым, и возвращается к своей команде. Второй игрок проделывает то же самое с третьим и четвертым брусками. Третий игрок — с пятым и шестым брусками и т. д.
Побеждает команда, первая закончившая эстафету и сложившая «кирпичную кладку».
IV. Конкурс «Лучший маляр».
— Начинают строительство дома архитекторы, а заканчивают электрики, слесари, маляры.
Прораб.
Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Маляр.
Украшать — моя забота,
Очень важная эта работа.
Учитель.
Маляром быть сложно,
Но научиться красить можно.
Попробуйте иллюстрацию раскрасить быстро и красиво,
Чтоб окружающие восхитились ею на диво!
V. Итог.
— Мы познакомились сегодня с профессией строителя. Чем она важна?
— Зачем нужно человеку строить дома?