Сценарий внеклассного мероприятия «России верные сыны». Начальная школа
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления обучающихся с историей России, расширения и углубления знаний о выдающихся людях России; содействовать воспитанию чувства уважения к Родине.
Воспитательные результаты:
— результаты первого уровня: приобретение школьниками новых знаний об истории России, ее символике и государственном устройстве;
— результаты второго уровня: формирование ценностного отношения к Родине, ее истории и традициям.
Форма занятия: устный журнал.
Оборудование: изображения Государственного флага и герба России; гимн России; вопросы для викторины.
Эпиграф: В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки. (Т. Г. Шевченко.)
Подготовительный этап. Совет класса определил страницы устного журнала:
1. Я лиру посвятил народу своему.
2. Своим трудом Отчизне славу создавали.
3. В жизни всегда есть место подвигу.
4. В боях отстояли Отчизну свою.
5. Символы великой России.
6. Широка страна моя родная.
Каждый ученик выбрал своего героя, подготовил о нем материал по следующему плану: когда и где родился; где учился; кем стал; вывод: почему я считаю его верным сыном России.
Сценарий занятия
I. Сообщение темы занятия.
Звучит запись произведения М. И. Глинки «Славься!».
— На днях мы с вами отмечаем День Конституции РФ. Поэтому сегодня наше занятие мы посвятим нашей Родине — России! Какого числа мы отмечаем этот праздник?
— Какой праздник мы отмечаем 12 июня?
— Вас смело можно назвать патриотами, так как вы интересуетесь тем, что происходит в стране, в которой вы живете. А теперь, ребята, давайте выясним, какими качествами должен обладать истинный патриот. Я предлагаю вам игру. На листе ватмана написано вертикально слово «патриот». Мы с вами должны к каждой букве написать качества патриота. Давайте попробуем выполнить это задание вместе.
— Объясните смысл подобранных качеств.
-Теперь мы точно знаем, какими качествами должен обладать патриот.
— Где бы мы ни родились в России, с детства мы помним: эта страна — наша. Куда бы ни забросила судьба: от Курска до Магадана, от Корсакова до Сочи, — везде говорят по-русски, везде вас встретят хорошие люди, добрые и открытые. Это и есть Россия. Огромная добрая страна. И нашу философию можно определить очень ясно — это философия добра. Таких стран больше нет. На этой огромной территории у каждого есть своя маленькая Родина. А в целом — это наше Отечество. Для нас Россия — Отечество.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф. И. Тютчев
— Россия (официальное название — Российская Федерация). Столица — Москва. Площадь — 17 млн 75 тыс. кв. км. Протяженность сухопутных границ — 20 тыс. 322 км, морских — около 38 тыс. км. Россия — самое крупное государство на земном шаре. По территории она сопоставима с материком Южная Америка и более чем в 2 раза превышает размеры Австралии.
— Население — 148 млн человек, русские составляют 82%. Всего на территории страны проживают свыше 100 наций и народностей.
— Официальный (государственный) язык на всей территории — русский. Русским языком владеет большинство жителей России, а вот на языке негидальцев — маленького народа, живущего на берегах реки Амур, говорят всего 622 человека. Россия — страна многонациональная, а значит, многоязыковая. Ученые- лингвисты насчитывают в России 150 языков.
— Россия — демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Конституция действует с 1993 года.
— В состав Российской Федерации входят 89 субъектов Федерации.
— Глава государства — Президент Российской Федерации, избираемый на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент является также Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.
— Представительный и законодательный орган Российской Федерации — Федеральное Собрание, состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации.
— Официальные государственные символы — флаг, герб и гимн — означают суверенитет (независимость) государства.
— Говоря о разных странах, мы мысленно представляем себе либо их герб, либо их флаг и реже — гимн. Так, Великобритания и Франция знамениты своими флагами, но мало кто из нас знает, как выглядят их государственные гербы. Россия же, обладая красивым трехцветным флагом и замечательным гимном, прославилась, прежде всего своим величественным двуглавым орлом. История этой гордой державной птицы уходит в глубь веков. Считается, что двуглавый орел издавна признавался на Руси как знак преемственности славы и богатства культуры Византии, от которой русичи приняли христианство.
— Граждане России гордятся государственными гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России, деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу.
II. Устный журнал.
— Любовь к своему Отечеству является одной из основных ценностей. И нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота. На примере жизни соотечественников, внесших свой вклад в историю России, заслуживший, на наш с вами взгляд, признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.
Первая страница «Я лиру посвятил народу своему».
— Примеры подвигов, воодушевлявшие бойцов и командиров, были гениально представлены в творчестве наших великих поэтов, писателей, композиторов и художников. Особое место среди них занимает великий поэт земли русской А. С. Пушкин. В его поэзии и прозе воспеты славная многовековая история России, отвага, мужество и бесстрашие ратников-россиян, долг, честь и верность воинской присяге.
Дети рассказывают о А. С. Пушкине, С. Есенине, М. И. Глинке, П. И. Чайковском и др.
Вторая страница «Своим трудом Отчизне славу создавали». (Рассказы о трудовых делах дедушек, отцов.)
— Русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество от врагов. В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын России есть одно и то же.
Третья страница «В жизни всегда есть место подвигу».
Дети рассказывают о А. И. Покрышкине, Ю. А. Гагарине, И. М. Баринове.
— Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя она не может. Поэтому защита родной земли — обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Память народа веками хранит имена отважных воинов.
Четвертая страница «В боях отстояли Отчизну свою». (Дети рассказывают о Петре I, А. В. Суворове, М. И. Кутузове, П. С. Нахимове, В. И. Чапаеве.)
Пятая страница «Символы великой России». (Дети рассказывают о гербе, флаге, гимне России.)
— Мы узнаем государство по его гербу, флагу и гимну. Это самые главные отличительные знаки страны. Современные герб, флаг и гимн, принятые в декабре 2000 года, означают независимость России и ее международное признание. Использование герба, флага и гимна России определено законом.
Государственный герб России — красный четырехугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите — золотой двуглавый орел. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними — большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла — скипетр, а в левой — держава. На груди орла на красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня — опрокинутый навзничь черный дракон. В руке всадника — серебряное копье, которым он поражает дракона.
Государственный флаг России — это полотнище прямоугольной формы из трех полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. В России эти цвета почитались издавна и имели символическое значение: белый — благородство, синий — честность, красный — смелость и великодушие. Полосы флага одинаковой ширины, расположены горизонтально. Для государственного флага соблюдается отношение ширины полотнища к его длине 2 : 3.
Государственный гимн — торжественное музыкально-поэтическое произведение. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и моря,
Леса, поля, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом — снега и вьюга.
Я. Забила
Последняя страница «Широка страна моя родная». (Рассказы о реках, городах России.)
О русских известно с древних времен. Существует немало теорий, объясняющих происхождение слов «Русь», «русские». Древнее название «России» — «Русь» («Там русский дух, там Русью пахнет».) Многие современные ученые связывают название народа с левым притоком Днепра — рекой Рось. В первые века новой эры по берегам этой реки жило крупное племя россов, или роднев, которое, возможно, и дало название первому восточно-славянскому государству — Русь. В западных хрониках Русь именовали Московией уже в более поздние времена, так как Москва объединила вокруг себя все земли и стала главным городом Русской земли.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек…
В. Лебедев-Кумач
В России насчитывается более двух миллионов рек. «Божьими дорогами» называли реки Древней Руси. Днепр, Славутич, Дон Иванович, Волга-матушка, Амур-батюшка ласково называл их народ.
В русской истории немало преданий и реальных исторических событий связано с озерами. По количеству — их свыше двух миллионов — и разнообразию озер Россия занимает одно из первых мест в мире. Каспийское море, Байкал, Ладожское и Онежское озера считаются самыми крупными на земном шаре.
Моря Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов омывают территорию нашей страны. Москва является портом шести морей.
На территории России расположено множество красивых городов, и древних, и недавно построенных. Города Новгород, Смоленск, Ростов, Муром — еще более древние, чем Москва.
Велика наша страна. Велико и разнообразно культурное наследие русского народа.
Такова и одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связанный с историей. Народный костюм — не только яркий самобытный элемент материальной культуры, определяющий этническую принадлежность, но и синтез различных видов декоративного творчества.
На формирование состава, покроя, особенностей орнамента русского народного костюма оказывали влияние географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития страны.
Велика Россия-матушка. Много народов и наций проживают на территории России. Поэтому и национальный костюм разнообразен, красочен и наряден, как наша русская природа.
Южно-русский костюм, более древний по происхождению, состоял из длинной холщовой рубахи, поверх которой замужние женщины надевали шерстяную юбку — поневу. Непременной принадлежностью этого костюма был передник (занавеска, запои). Далее следовала нагрудная одежда, спускавшаяся чуть ниже пояса и имевшая самые различные названия (шушун, сукман, шушпан).
Обязателен для женщины был также глухой, то есть полностью скрывавший волосы, многосоставный головной убор.
Северорусский костюм, бытовавший не только на русском Севере, но и в центре, в районах Поволжья, состоял из рубахи и длинного сарафана. Поверх сарафана надевали душегрею — короткую нагрудную одежду на лямках. С таким костюмом девушки носили повязку или венец, а замужние женщины — цельный жесткий головной убор — кокошник.
В народном костюме четко соблюдалось деление на будничный, рабочий, праздничный и обрядовый. Праздничная одежда всегда была более новой, ее чаще изготовляли из дорогой ткани, составляли из большего числа предметов, обильно украшали. Надо отметить, что и праздничная одежда была разной. Одну носили в воскресные дни, другую в большие, так называемые «годовые», праздники. Непосредственно к ней примыкают разнообразные обрядовые костюмы: просватанной девушки, свадебный, погребальный, жатвенный. Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия.
Мы постарались интересно рассказать о нашей огромной и красивой Родине — России!
Много вы слышите о России на уроках истории, географии, литературы, музыки и других предметах. Даже на уроках английского языка вы учитесь говорить о России на иностранном языке. Давайте проверим, что нового вы узнали сегодня.
III. Викторина.
• Как сейчас называется наше государство? С какого года Россия стала суверенным государством? (Российская Федерация — с 1991 года.)
• Кто сейчас является Президентом Российской Федерации? (Учащиеся называют.)
• Какие символы государственной власти вы знаете? Что они означают? (Флаг, герб, гимн — означают независимость (суверенитет) государства.)
• Какие древние города вы знаете? (Новгород, Ростов, Смоленск, Псков, Муром, Владимир и др.)
• Какого цвета полосы на флаге России? Что обозначают эти цвета? (Белый — благородство, синий — честность, красный — смелость и великодушие.)
• Какие крупные реки нашей страны вам известны? (Волга, Дон, Амур, Енисей.)
• Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе? (Волга, ее протяженность — около 3 тыс. 530 км.)
• Назовите самые известные озера России. (Самое большое озеро в мире — Каспийское, называется из-за его размеров морем. Самое глубокое — Байкал.)
• Наша страна омывается океанами. Какими? (Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны.)
IV. Итог занятия.
— Какие выводы можно сделать о проделанной вами работе? Знать о жизни выдающихся людей России — это важно для нас? Почему?
— И напоследок я хочу сказать, что Родина как вторая мать. Ее не выбирают и не губят, а просто берегут и любят.