Методическая разработка классного часа для 4 класса
Классный час желательно провести после посещения школьной столовой. Дети приходят в столовую, на столе стоит обед, лежат ложки, но нет хлеба. Обязательно кто-то из детей спросит, где же хлеб. Учитель говорит о том, что самым главным продуктом на столе является хлеб, потому и отсутствие его дети сразу заметили.
Оборудование: колосья пшеницы, ржи; карточки с заданием, с пословицами, картинки с изображением плуга, снопа.
Ход классного часа
Учитель. Есть в мире ценности, значение которых непреходяще. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь. В этот же ряд можно поставить и хлеб — древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Хлеб никогда не приедается и хорошо усваивается. Он сопровождает нас от первых шагов до последних дней — добрый наш друг, имя которого люди произносят на всех языках с любовью и уважением. Хлеб не только один из ценнейших продуктов питания. Это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.
1-й ученик.
Вот он —
Хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он —
Тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
2-й ученик.
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал-пришёл.
3-й ученик.
В нём — здоровье наше, сила,
В нём — чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
4-й ученик.
В нём — земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нём.
Уплетай за обе щёки –
Вырастай богатырём!
Учитель. Первыми инструментами для приготовления подобия муки служили, судя по археологическим раскопкам, ступа и пест, которыми толкли зерно. Следующим мукомольным приспособлением был жернов, состоявший из выдолбленного камня, в него вставлялся другой, выпуклый. Между ними помещалось зерно, которое перетиралось в муку. Вначале верхний камень приводился во вращательное движение вручную. Позже его стали вращать с помощью скота. Для этого к камню прикрепляли поперечину для упряжи. Изобретение жерновов послужило основой для появления и широкого распространения мельниц. Существовали они еще за 1600 лет до новой эры. Уже древние римляне стали использовать для работы мельниц силу воды. Применять силу ветра стали позже — в XI в.
— Как называются растения, из которых делают хлеб? (Пшеница, рожь.)
— Посмотрите на доску: перед вами колосок пшеницы и ржи. Ваша задача — определить, где какое растение.
Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает карточки.
Учитель. Каждой группе розданы карточки, на которых записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача — разложить по порядку все карточки, то есть выстроить по очереди все действия.
— Вы хорошо справились с заданием и увидели, как долог путь хлеба от поля до стола.
1 -й ученик.
Хлебное море.
Волн переливы…
Солнцем обласкан
День мой счастливый.
2-й ученик.
Тянутся всходы
К синему небу.
Каждое утро
Радуюсь хлебу!
3-й ученик.
Радуюсь полю –
Встали колосья,
Звон свой сливая
В многоголосье.
4-й ученик
Радуюсь жатве –
Бронзовы лица,
Хлеб, словно золото,
В кузов струится.
5-й ученик
Настежь все двери
Для урожая!
К людям идет он,
Жизнь украшая.
6-й ученик
Рад ему город,
Рады проспекты, —
Хлебом горячим
Пахнут рассветы.
7-й ученик
Хлеб за витриной
Выше и выше:
Смотрит он с полок.
Свежестью пышет.
8-й ученик
Битвы на нивах
Не за него ли.
Шапку снимаю
Здесь поневоле.
9-й ученик
Вот — самый главный:
Черный, с загаром.
В душу запал он
С детства недаром…
10-й ученик
Кланяюсь хлебу,
Припоминая
Щедрую землю
Каждого края.
11-й ученик.
Кланяюсь селам,
Кланяюсь людям,
С чьею работой
Счастливы будем.
12-й ученик.
С чьею заботой
Легче дороги, —
Вам, хлеборобы.
Кланяюсь в ноги!
(Петрусь Бровка, белорусский поэт.)
Учитель. Много загадок о нелёгком труде хлебороба, о хлебном поле сочинил русский народ. Вот некоторые из них, попробуйте отгадать.
Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля.)
Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет. (Плуг.)
Учитель показывает картинку с изображением плуга.
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет —
Пять плугов тащит. (Трактор.)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос.)
По чёрному пишу,
По зелёному смотрю,
А по золотому режу. (Пахота, рост, уборка урожая.)
Сто один брат,
Все в один ряд —
Вместе связанные стоят. (Сноп.)
Учитель показывает картинку с изображением снопа.
Учитель. А какие пословицы о хлебе вы, ребята, знаете?
(Дети называют пословицы.)
Класс делится на 3 группы (по 8 человек в каждой группе). Учитель предлагает задание: каждой группе раздаются карточки с написанными на них половинками пословиц. Надо соединить две части так, чтобы получилась пословица, а затем объяснить её смысл. Всего предлагается 12 пословиц, по 4 для каждой группы.
1-я группа.
Без хлеба // и сыт не будешь.
Если хлеба ни куска // так и в тереме тоска.
Из одной муки // хлеба не испечёшь.
Горькая работа, // зато сладок хлеб.
2-я группа.
Хлеб вскормит, // вода вспоит.
Покуда есть хлеб и вода — // всё не беда.
Хлеб — батюшка, // земля — матушка.
Ржаной хлебушко // калачу дедушка.
3-я группа.
Пот по спине — // так и хлеб на столе.
У кого хлебушко — // у того и счастье.
Хлеб ногами топтать -// народу голодать.
Хлеб да вода — // молодецкая еда.
Учитель. Сегодня посвятили разговор хлебу. Узнали, как непросто он рождается. И поэтому, когда вы берете в руки свежий хлеб, вдыхаете тончайший аромат, вспомните о великом труде всех тех, кому мы обязаны хлебом. И пусть никогда не покидает вас бережное, уважительное отношение к этому замечательному продукту.