Классный час «Слава хлебу на столе!», 4 класс

Поделиться:

Методическая разработка классного часа для 4 класса

Классный час желательно провести после посещения школьной столовой. Дети приходят в столовую, на столе стоит обед, лежат ложки, но нет хлеба. Обязательно кто-то из детей спросит, где же хлеб. Учитель говорит о том, что самым главным продуктом на столе является хлеб, потому и отсутствие его дети сразу заметили.

Оборудование: колосья пшеницы, ржи; карточки с заданием, с пословицами, картинки с изображением плуга, снопа.

Ход классного часа

Учитель. Есть в мире ценности, значение которых непреходяще. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь. В этот же ряд можно поставить и хлеб — древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Хлеб никогда не приедается и хорошо усваивается. Он сопровождает нас от первых шагов до последних дней — добрый наш друг, имя которого люди произносят на всех языках с любовью и уважением. Хлеб не только один из ценнейших продуктов питания. Это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

1-й ученик.

Вот он —

Хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он —

Тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

2-й ученик.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал-пришёл.

3-й ученик.

В нём — здоровье наше, сила,

В нём — чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

4-й ученик.

В нём — земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нём.

Уплетай за обе щёки –

Вырастай богатырём!

Учитель. Первыми инструментами для приготовления подобия муки служили, судя по археологическим раскопкам, ступа и пест, которыми толкли зерно. Следующим мукомольным приспособлением был жернов, состоявший из выдолбленного камня, в него вставлялся другой, выпуклый. Между ними помещалось зерно, которое перетиралось в муку. Вначале верхний камень приводился во вращательное движение вручную. Позже его стали вращать с помощью скота. Для этого к камню прикрепляли поперечину для упряжи. Изобретение жерновов послужило основой для появления и широкого распространения мельниц. Существовали они еще за 1600 лет до новой эры. Уже древние римляне стали использовать для работы мельниц силу воды. Применять силу ветра стали позже — в XI в.

— Как называются растения, из которых делают хлеб? (Пшеница, рожь.)

— Посмотрите на доску: перед вами колосок пшеницы и ржи. Ваша задача — определить, где какое растение.

Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает карточки.

Учитель. Каждой группе розданы карточки, на которых записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача — разложить по порядку все карточки, то есть выстроить по очереди все действия.

Классный час «Слава хлебу на столе!», 4 класс

— Вы хорошо справились с заданием и увидели, как долог путь хлеба от поля до стола.

1 -й ученик.

Хлебное море.

Волн переливы…

Солнцем обласкан

День мой счастливый.

2-й ученик.

Тянутся всходы

К синему небу.

Каждое утро

Радуюсь хлебу!

3-й ученик.

Радуюсь полю –

Встали колосья,

Звон свой сливая

В многоголосье.

4-й ученик

Радуюсь жатве –

Бронзовы лица,

Хлеб, словно золото,

В кузов струится.

5-й ученик

Настежь все двери

Для урожая!

К людям идет он,

Жизнь украшая.

6-й ученик

Рад ему город,

Рады проспекты, —

Хлебом горячим

Пахнут рассветы.

7-й ученик

Хлеб за витриной

Выше и выше:

Смотрит он с полок.

Свежестью пышет.

8-й ученик

Битвы на нивах

Не за него ли.

Шапку снимаю

Здесь поневоле.

9-й ученик

Вот — самый главный:

Черный, с загаром.

В душу запал он

С детства недаром…

10-й ученик

Кланяюсь хлебу,

Припоминая

Щедрую землю

Каждого края.

11-й ученик.

Кланяюсь селам,

Кланяюсь людям,

С чьею работой

Счастливы будем.

12-й ученик.

С чьею заботой

Легче дороги, —

Вам, хлеборобы.

Кланяюсь в ноги!

(Петрусь Бровка, белорусский поэт.)

Учитель. Много загадок о нелёгком труде хлебороба, о хлебном поле сочинил русский народ. Вот некоторые из них, попробуйте отгадать.

Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля.)

Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Землю разрыхляет. (Плуг.)

Учитель показывает картинку с изображением плуга.

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —

Пять плугов тащит. (Трактор.)

 

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос.)

 

По чёрному пишу,

По зелёному смотрю,

А по золотому режу.  (Пахота, рост, уборка урожая.)

 

Сто один брат,

Все в один ряд —

Вместе связанные стоят. (Сноп.)

Учитель показывает картинку с изображением снопа.

Учитель. А какие пословицы о хлебе вы, ребята, знаете?

(Дети называют пословицы.)

Класс делится на 3 группы (по 8 человек в каждой группе). Учитель предлагает задание: каждой группе раздаются карточки с написанными на них половинками пословиц. Надо соединить две части так, чтобы получилась пословица, а затем объяснить её смысл. Всего предлагается 12 пословиц, по 4 для каждой группы.

1-я группа.

Без хлеба // и сыт не будешь.

Если хлеба ни куска // так и в тереме тоска.

Из одной муки // хлеба не испечёшь.

Горькая работа, // зато сладок хлеб.

2-я группа.

Хлеб вскормит, // вода вспоит.

Покуда есть хлеб и вода — // всё не беда.

Хлеб — батюшка, // земля — матушка.

Ржаной хлебушко // калачу дедушка.

3-я группа.

Пот по спине — // так и хлеб на столе.

У кого хлебушко — // у того и счастье.

Хлеб ногами топтать -// народу голодать.

Хлеб да вода — // молодецкая еда.

Учитель. Сегодня посвятили разговор хлебу. Узнали, как непросто он рождается. И поэтому, когда вы берете в руки свежий хлеб, вдыхаете тончайший аромат, вспомните о великом труде всех тех, кому мы обязаны хлебом. И пусть никогда не покидает вас бережное, уважительное отношение к этому замечательному продукту.