Тематическая беседа для учащихся начальной школы «Тепло родного очага»
Цели:
1. Формировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать всем.
2. Пробудить чувство любви к родному дому, к малой родине, к родному Отечеству.
3. Развивать добрые и нежные чувства.
Оборудование: рисунок «Семейное древо», пословицы о семье; уголок крестьянской избы: висит колыбель, стоит деревянный стол.
Ход классного часа
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели классного часа.
Учитель. Сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье.
— Что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение?
III. Беседа.
Дети отвечают на поставленный вопрос.
— Это твоя улица, твой город.
— Место, где человек родился и вырос.
— Это семья.
— В доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.
— Дом — это очаг.
— Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остывало, а сохранялось в памяти и в сердце на всю жизнь.
— Многие писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой вспоминают о доме, родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает. Вот как описывает русский дом поэт Сергей Есенин:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Мне тебя не забыть никогда.
А писатель М. М. Пришвин так вспоминает детство в родном доме.
Зачитывается отрывок из произведения «Моя родина».
Учитель. Где родилось такое отношение к природе, родине у Пришвина?
Дети. В родном доме, около мамы.
Учитель. Любить родину, все, что нас окружает, учат, прежде всего, родные люди. Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
Родина — это место, где мы родились: наш дом, наша семья. Послушайте стихотворение о доме, о семье.
Ответьте на вопрос:
— Почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?
Хороший вечер
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись,
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивленно,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез. Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
Залтана Зелка
— Почему так хорошо герою этого стихотворения? (Вся семья дома. В доме тепло, уютно, спокойно.)
Учитель. Объясните смысл пословицы «Вся семья вместе — так и душа на месте».
Ответы детей.
Учитель. В жизни каждого человека семья играет важную роль.
— Что значит для вас семья, дом?
— Какую роль играют в вашей жизни родители?
Ответы детей (рассказ о родословном древе).
Дети. Растят нас, заботятся о нас, переживают за нас, помогают нам, учат добру.
Учитель. Создать семью нелегко, а сохранить её труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости.
Именно этому нас учат русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.
Задание. Составьте пословицы из набора слов, которые вы получите в конвертах. Объясните их смысл.
• Дом вести — не руками трясти.
• Дети не в тягость, а в радость.
• Семейные нелады доведут до беды.
• Каков батюшка, таковы у него и детки.
• Одна у человека мать, одна у него и Родина.
• При солнышке тепло, при матери добро.
Учитель. Чем крепка семья?
Дети. Взаимопониманием, любовью, заботой друг о друге.
Учитель. Кто является хранительницей домашнего очага, уюта.
Дети. Мама.
Учитель. Маму помнят и почитают всю жизнь. Именно мама поет нам колыбельные песни.
— О чем мечтают наши мамы, когда поют колыбельную?
Ответы детей.
IV. Итог занятия.
Учитель. Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитываетесь, живете, о родных вам людях, о тепле родного очага.
— Как сберечь тепло в доме?
— Что от вас зависит?
Дети. Надо проявлять заботу о других, уважать старших, помогать по хозяйству.
Конкурс 1. «Вымыть посуду».
Расположить посуду в том порядке, как её надо мыть.
Конкурс 2. «Убрать квартиру».
В какой последовательности и как надо убирать квартиру?
Учитель. Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих близких и родных. И тогда родословное древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями. А вас постоянно будет тянуть в родной дом.
Дети поют песню «Родительский дом».