Сценарий внеклассного занятия в 3 классе
Игра «Поле чудес» в 3 классе
Тема игры «Цветы – лекари»
Составитель: Мороз Ольга Михайловна, учитель начальных классов, г. Краснодар.
Цели:
— расширить познание детей по окружающему миру;
— интересно провести досуг;
— проверить знания детей по теме «Цветы-лекари»
Ход мероприятия
Ведущий:
Сегодня мы поговорим о самом прекрасном и нежном на свете – о цветах. Цветы сопровождают нас всю жизнь. Они дарят нам красоту, радость, дают утешение. Цветы давно являются украшением нашей планеты. Им около 125 млн. лет. Тогда их на Земле было мало. Только 15 млн. лет назад они расселились по всему земному шару. О многих цветах люди слагали легенды, писали стихи, в честь них устраивали праздники.
Ученики читают стихотворение Р. Гамзатова « Есть глаза у цветов»:
С целым миром спорить я готов
И готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Ведущий:
Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. Так выяснилось, что среди цветов тоже есть лекари. Нашу игру мы начнём такими словами: «Нам от болезней всех полезней…», а закончим его словами, которые вы должны отгадать.
Чтобы выбрать первую тройку игроков, отгадайте загадки:
(Ученики загадывают загадки)
1. Лекарственное растение, входящее в состав всех жевательных резинок. (Мята).
2. Какое растение содержит большое количество йода? (Водоросли).
3. Растение, обладающее лечебными свойствами, в народе зовётся «кошачьим зельем», т. к. кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана).
Ведущий:
— Приглашаем первую тройку игроков! ( Ученики дарят игрокам цветы).
— Послушайте задание:
— Это любимый цветок многих народов. Особенно его почитают французы. С XVII века в первое майское воскресенье они отмечают праздник в его честь. Этот цветок считается символом любви. Если девушка приколет этот цветок, подаренный юношей к причёске или к платью – это означало, что она согласна выйти за него замуж. Если бросит его на землю – значит его предложение не принято.
Одна из легенд рассказывает, что Цветок влюбился в Весну, а когда она ушла, он так горько плакал, что кровь выступила из его сердца и окрасила слёзы. Это красные плоды, которые появляются на стебле после цветения.
л | а | н | д | ы | ш |
(После того как будет названо слово, ученики делают сообщение о целебных свойствах этого цветка.)
Ученик 1.
Ландыш — лесной цветок, но сейчас его высаживают в парках, на дачах, во дворах. Кроме того он известен с древних времён как ценное лекарственное растение. Настойку из его листков используют для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и почек.
Ведущий:
Чтобы выбрать вторую тройку игроков, отгадайте загадки:
(Ученики загадывают загадки)
1. Одно из имён этого полезного растения – репейник, второе его имя может служить для неуважительного отзыва о ком-нибудь из людей. (Лопух).
2. Какой овощ содержит большое количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь).
3. Цветы этого дерева применяют в качестве лечения от простуды. (Липа).
Ведущий:
— Приглашаем вторую тройку игроков!
— Послушайте задание:
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешены на ветках.
Меня зовут царём кустов
За цвет и запах моих лепестков.
ш | и | п | о | в | н | и | к |
Ученик 2:
Пейте для профилактики настой шиповника. Он очень полезный и вкусный. В нём содержится витамин С, и тогда гриппом вы болеть не будете!
Ведущий:
Выбираем третью тройку игроков. Отгадайте загадки:
(Ученики загадывают загадки)
1. Назовите лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник) .
2. Из этого витаминного растения варят зелёный борщ. Что это? (Щавель)
3. В наше время угольные таблетки, изготовленные из этого дерева, применяются при отравлениях, т. к. очищают весь организм, но самая приятная польза заключается в том, чтобы попариться в бане с веником из веток этого дерева. (Берёза)
Ведущий:
— Приглашаем третью тройку игроков!
— Послушайте задание:
Легенда. В одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью их лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашёлся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднёс он юноше кубок вина с ядом. Тот выпил и когда почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками.
к | а | л | е | н | д | у | л | а |
Ученик 3:
В народе говорят, что календулой лечатся от 99 болезней. Настойка этого цветка помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо.
Финал.
Ведущий:
— Послушайте задание:
Легенда. Рассказывают, будто в глубокой древности Русалка влюбилась в молодого пахаря, единственного сына своей матери. Издали, под прикрытием камышей, с раннего утра неотрывно следила русалка за красавцем юношей, а когда однажды, окончив свою работу, он подошёл к реке умыться, она не выдержала и предстала перед ним во всей своей красе. Они полюбили друг друга. И стала Русалка звать юношу в свою родную стихию, а он уговаривал её остаться на земле. Во всём у них было согласие, только не смогли они договориться о том, где им жить вместе. И когда поняла Русалка, что не оставит пахарь свою землю, в отчаянии превратила она его в скромный цветок, растущий на полях, надеясь, что когда- нибудь дождевой поток принесёт его к ней в речку, но он крепко держится корнями за родную землю.
в | а | с | и | л | ё | к |
Ученик 4:
-Если семена василька измельчить, то получится средство для лечения от бородавок.
Супер-игра.
Ведущий:
— Продолжаем игру. Послушайте задание.
— Этот цветок был одним из любимейших у древних греков и римлян. В городе Гена на Сицилии чеканили монеты с его изображением. О нём складывали легенды. Вот одна из них.
Жила в далёкие времена скверная женщина, у которой было 4 родных дочки и 2 падчерицы. Ох! Чего только не приходилось терпеть приёмным дочкам от злой мачехи. С утра до вечера она ругалась и придиралась, заставляла их выполнять самую тяжёлую работу. Богам стало жаль бедных сироток, долго они думали, как помочь бедным сироткам. Наконец придумали и наказали богине растений Флоре, чтобы она навела порядок. И вот, когда мачеха собралась свою злость сорвать на сиротках, то застыла от изумления: прямо перед собой она увидела чёрную землю, а рядом своих родных дочек. О прежней их красоте не могло быть и речи, т. к. у каждой выросли препротивные усики, а у самой мачехи и того хуже — прескверный хвостик. Падчерицы же блаженствовали наверху одни. Ветер ласкал их, а солнышко гладило лучами.
а | н | ю | т | и | н | ы | г | л | а | з | к | и |
Ученик 5:
— Цветы анютиных глазок применяют в виде отваров и чаёв при простуде для полоскания горла.
Ведущий:
— Теперь мы можем продолжить начатое предложение: «От всех болезней нам полезней: ландыш, шиповник, календула, василёк, анютины глазки и многие другие лекарственные растения».
Ученики:
Ты, дружок, смотри не подкачай
Правдивым быть и добрым обещай.
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочек сачка!
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Всё, что зовётся
Родиной твоей!