Классный час – 3 класс
Задачи:
1. Дать учащимся представление о согласии, взаимопонимании с одноклассниками как одной из сторон общения. Раскрыть содержание понятия «взаимопонимание».
2. Сформировать умения находить взаимопонимание, разрешать разногласия, противоречия с помощью просьбы, убеждения, спора, беседы, научить видеть причины отсутствия взаимопонимания.
3. Развивать умения входить в положение других людей, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Оборудование: плакат с высказыванием «Счастье — это когда тебя понимают».
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели.
— Что же нужно для того, чтобы налаживать взаимопонимание?
(Дети отвечают.) Без взаимопонимания не может быть ни полноценной дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения. Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько мы правильно оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их. Попробуем выяснить, умеем ли мы верно судить о людях.
Игра «Словесный портрет»
Учитель составляет словесный портрет одного ученика из класса и предлагает ребятам отгадать, кто это. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.
В своей характеристике учитель должен отразить физические данные, внешность, манеры поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, привычки. Далее игру могут продолжить сами дети.
Игра «Умеешь ли ты наблюдать»
Учитель. Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, изменению позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.
Посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами.
(Класс заслушивает 3-4 пары.)
Игры-ситуации
Учитель. В общении между людьми большое значение имеют умения принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, поставить себя на его место в той или иной ситуации. Попытаемся сделать это.
Игра 1. Двум ученикам предлагают роли учителя и ученика. Необходимо сыграть сцену беседы учителя с учеником по поводу ухудшения его успеваемости и дисциплины.
Игра 2. Двум ученикам предлагают роли учителя и родителя одного из нерадивых учеников. Они должны сыграть сцену их разговора.
(Одну и ту же сцену играют несколько раз разные ученики, затем идет обсуждение наиболее удачных вариантов взаимодействия партнеров по общению.)
Вывод
Учитель. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, не доставляешь ли неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим тебя людям было хорошо.
Взаимопонимание — это согласие, т. е. общие или близкие взгляды на жизнь, на отдельные ситуации, поступки и т. д. и совместная реализация общих стремлений. Взаимопонимание возникает тогда, когда есть желание договариваться перед тем, как действовать, стремление принимать решения совместно.
Взаимопонимание проявляется и в умении не создавать конфликтов при общении, не вызывать неприязненного к себе отношения и в желании жить без личных врагов. Взаимопонимание есть, как правило, у друзей и товарищей (по учебе и по увлечениям). Ваша жизнь в школьном коллективе, общение были бы невозможны без взаимопонимания. Там, где его нет, жизнь становится невыносимой.
Взаимопонимание связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. И наоборот, разногласия возникают из- за неумения и нежелания думать, прежде чем делать. При возникновении разногласий взаимопонимание восстанавливается в ходе спора, беседы при помощи просьбы, извинения, убеждения. Таким образом, можно разрешать разногласия, не доводя их до конфликта, ссоры. Не согласен с чем-то — скажи, почему ты против, но не дерись.
Физкультминутка
— Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова —
Раз, два — и готово.
Практическая часть
Игра «Убеждение кого-либо»
(Цель игры: научить детей умению убеждать, находя веские доводы.)
Учитель. Что значит убедить? Убедить — значит познакомить того, с кем возникло разногласие, с моральной нормой (правилом), привести аргументы в пользу выполнения этого правила и тем самым склонить к поступку, который соответствует этому правилу. В жизни мы очень часто видим, как один человек пытается убедить другого. Например, родители убеждают ребенка: «Вещи всегда следует убирать на место, чтобы никого не обременять дополнительной работой и самому не тратить попусту время на поиски». Или говорят: «Оставила куклу на полу, сама на нее наступила и испортила», «Не уложил с вечера учебники в ранец — утром опоздал в школу, получил замечание». Вы заметили, из каких двух частей состоит обращение, имеющее целью убедить?
(Дети или учитель называют эти части: указание недостатка или правила; последствия его невыполнения.)
— Очень важно привести убедительные аргументы — показать, например, последствия лени или несдержанности. Сегодня мы будем учиться искусству убеждать.
Предлагаю вам роли. В игре участвуют два нарушителя — Водомут, нарушитель спокойствия рек и водоемов, и Лесогуб — разоритель муравьиных домов и птичьих гнезд, и остальные одноклассники. У каждого нарушителя есть свои приметы: у Водомута карманы набиты всяким мусором, который он швыряет в ручьи и водоемы, у Лесогуба большущая рогатка, из которой он целится в птиц.
(Нарушители совершают свои вредные действия. Учащиеся убеждают Лесогуба: «Что же ты в лесу живешь и сам же свой дом разрушаешь?» Водомуту говорят, что нельзя слабых обижать. Он отвечает, что в школу не ходил, правил этикета не учил. Учащиеся рассказывают нарушителям правила поведения в лесу, около рек и вместе с нарушителями подкрепляют правила делового этикета пословицами, поговорками, загадками, стихотворными строчками, песней. После этого нарушители правил просят прощения и получают его.)
Работа в группах
Учитель. Сформулируйте моральное правило для понятия «взаимопонимание». (Каждый должен стремиться к взаимопониманию с окружающими.)
Подведение итогов
Учитель. Как вы можете объяснить понятия «взаимопонимание», «жить в согласии», «ладить»? (Дети отвечают.)
Из словаря С.И. Ожегова: взаимопонимание — это взаимное понимание и согласие; согласие — разрешение, утвердительный ответ на просьбу.