Классный час в 4 классе на тему «Русский язык — мой родной язык»

Поделиться:

Методическая разработка тематического познавательного классного часа для 4 класса

Автор: Рудакова Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 62, город Нижний Новгород

Тема: Русский язык – мой родной язык.

Возраст детей: 4 класс

Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка,  как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.

Содержание:

I. Мотивация. Поиск проблемы.

Сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.

Дети смотрят сюжет из «Ералаша» «Ну почему мы так говорим?»

Автор — Л. Измайлов

Режиссёр — В. Кремнев

В ролях — Костя Лазарев, С. Мишулин

Хронометраж — 2 мин. 39 с.

Краткое описание — Мальчик едет в лифте с соседом и рассказывает ему историю про велосипед на «своем» языке – молодёжном сленге. Затем мужчина спрашивает у мальчика, что он проходит по литературе. Узнав, что мальчик изучает Гоголя, его сосед процитировал одно из произведений автора на языке «молодежи».

Видеосюжеты из «Ералаша» можно посмотреть на сайте http://www.eralash.ru/video/

Над чем вы сейчас смеялись?

Ну и что, может  так разговаривать тоже можно. Что здесь плохого?

(Так говорить нельзя. Это некрасиво, бескультурно, непонятно. Так разговаривают необразованные, невоспитанные люди. С таким собеседником неприятно разговаривать).

Что бы  вы посоветовали мальчику, чтобы его речь изменилась?

(Мальчику нужно учиться правильно и красиво говорить.)

А вам нужно этому учиться,  или вы и так уже научились правильной, красивой речи?

II.  Сообщение темы. Постановка цели.

Наш классный час мы посвящаем  русскому языку.

Тема: Русский язык – мой родной язык.

Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.

Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.

III.  Справка о русском языке

Рубрика «Знаете ли вы, что…» (сопровождается показом слайдов):

— Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

— Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков — отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

— В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками.

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

— И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.

— С 2010 года  Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин.

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

— Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка».

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью.

IV.  Игры с русским языком

1.«Прятки»

В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.

Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.

Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.

Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.

И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.

Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.

Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.

2. «Беглянка»

Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.

Казнить пленника нельзя помиловать!

Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!

Строить здесь нельзя сносить!

Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!

Говорить на уроке нельзя молчать!

Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!

3. «Что за фразеологизм?»

Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке и с его помощью закончи предложение.

Я сегодня так устал, что всю ночь спал….

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

Свои вещи нужно содержать в порядке,….

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

Вася, почему ты не садишься делать уроки, что ты ….

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

Лёва …. и начал кричать и топать ногами.

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

Почему ты не говоришь правду, а всё время ….

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

Смелым и ….

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

Я сделал всё правильно и аккуратно так, что ….

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

4. «Игры с антонимами».

Вспомните поговорки и дополните их словами-антонимами.

….едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь.

В одно ухо …., в другое — …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое – вышло.

….дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний – гноит.

Волос ….., да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий.

Ученье  — ….., а не ученье — …./ Ответ: Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Готовь сани …., а телегу — …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Декабрь год …., а зиму  …./ Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

V.     Подведение итогов.

Продолжите фразы:

Сегодня я понял ….

Сегодня я узнал ….

Сегодня я вспомнил…

Сегодня я поучился…