Разработка классного часа для учащихся начальных классов «О чём говорит музыка?»
Цели и задачи:
• развитие наблюдательности учащихся;
• знакомство с творчеством Н. Римского-Корсакова;
• формирование интереса учащихся к классической музыке.
Оборудование:
• открытки, фотографии людей XIX века, современных людей;
• фотографии Н. Римского-Корсакова;
• аудиозаписи музыкальных произведений;
• репродукции картин Айвазовского;
• музыкальный центр.
Ход классного часа
♦ Учащиеся садятся полукругом.
Учитель: Посмотрите на фотографии и иллюстрации. Что вы можете сказать об этих людях? Кто они? Когда жили? Чем занимались?
Учащиеся: Дворяне, крестьяне, наши современники и т.д.
Учитель: А как вы это узнали? Как они вам рассказали о себе?
Учащиеся: Внешним видом, одеждой.
Учитель: С помощью чего можно получать и передавать информацию? Попробуйте назвать возможные варианты передачи информации.
Учащиеся: Голос, письмо, записка, жесты, звуковые сигналы, знаки, шифротелеграммы, сигнальные флажки; при помощи костров, барабанного боя, фанфар и т.д.
Учитель: Практически всё, чем пользуется человек, несёт какую-то информацию. Жесты, мимика, одежда, предметы, которые его окружают, могут много рассказать о человеке.
Давайте попробуем передать информацию жестами. Я буду называть слово, а вы покажите жест, которым это слово можно заменить: «Стоп» (поднятие ладони вертикально), «Отлично» (поднятие большого пальца руки вверх), «Здравствуйте!» (поклон головой, взмах рукой), «Нет» (покачивание головой из стороны в сторону), «Направо» (кивок головой или взмах рукой), «Не знаю» (приподнимание плеч вверх), «Ай-ай-ай!» (покачивание пальцем из стороны в сторону)
♦ Учащиеся выполняют задания.
Учитель: Теперь к жестам попробуем подключить мимику и движения. Попробуйте передать информацию, используя одновременно жесты, мимику и движения. «Нашёл!», «Ой, смотри, что у меня», «Отойди, не до тебя», «Прощай», «Ура! Победа!», «Страшно!», «Какая прелесть!».
♦ Учащиеся выполняют задания.
Учитель: Движения тоже могут нести информацию. Если приглядеться, как двигается человек, можно узнать его настроение или самочувствие. Попробуйте показать, как идет уставший человек, веселый человек, озабоченный человек, виноватый человек.
♦ Учащиеся выполняют задания.
Учитель: Теперь предлагаю поиграть в игру «Угадай профессию по походке». Сейчас несколько человек попробуют показать походку людей той или иной профессии, а вы попробуйте угадать, кто так ходит.
♦ Учитель тихо называет некоторым учащимся профессии (моряк, офицер, танцовщик, боксёр, дирижёр), вызванные к доске дети демонстрируют походку, остальные учащиеся отгадывают.
Учитель: Как мы уже сказали, человек передаёт информацию о себе различными способами. Человеческую речь можно изобразить на бумаге, бересте, ткани. Какими знаками люди записывают письменные сообщения?
Учащиеся: Буквами.
Учитель: Можно ли записать знаками музыкальное произведение? Какими знаками записывается мелодия? Учащиеся: Нотами.
Учитель: Буквы и ноты — это знаки. Если сложить буквы в слова и произнести их, то они становятся понятной нам речью. Если сложить ноты в мелодию и воспроизвести их голосом или на музыкальном инструменте, то они становятся музыкальным произведением. Можно сказать, что звуки музыки — это тоже своеобразная речь, и она также несёт информацию.
Музыкальный язык можно выучить так же, как любой другой, например японский или английский, и тогда можно без перевода понять, о чем рассказывает мелодия?
Как вы думаете, о чём может говорить музыка?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: А теперь устраивайтесь поудобнее и прикройте глаза.
♦ Несколько минут звучит аудиозапись симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова.
Учитель: Как вы думаете, о чём нам рассказала музыка?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Это звучала симфоническая сюита «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, которую он написал на темы арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
♦ Демонстрируются фотографии Н. Римского-Корсакова.
Учитель: В сюите четыре части. Мы прослушали первую часть «Море». Вы обратили внимание, что во вступлении звучали две контрастные темы. Первая из них звучала в исполнении всего оркестра. Так был показан образ грозного султана Шахриара. Послушайте.
♦ Звучит аудиозапись.
Учитель: Вторую тему исполняла скрипка (соло). Можно было почувствовать, будто легкий ветерок переносит нас в волшебный зачарованный мир восточной сказки. Музыка звучала хрупко, прозрачно, беззащитно и упоительно. Это образ нежной юной Шехеразады. Вот она, послушайте её ещё раз.
♦ Звучит аудиозапись.
Учитель: После вступления идет главная тема — тема «Моря», которую мы сейчас прослушаем. Обратите внимание, как вначале мелодия льется спокойно, неторопливо, а затем Н. Римский-Корсаков мелодией рисует картину поднимающейся бури, где почти зримо будут представляться огромные волны, набегающие с рёвом друг на друга. Послушайте.
♦ Звучит аудиозапись темы «Бури» полностью. Демонстрируются репродукции картин Айвазовского.
Учитель: Не случайно у Н. Римского-Корсакова так красочно и ярко звучит тема моря, особенно морской стихии, то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то грозной и свирепой — он ведь был морским офицером.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в марте 1844 года в Тихвине, недалеко от Петербурга. Прямо напротив дома Римских-Корсаковых находился Успенский монастырь. В церковные праздники дом заполняли звоны колоколов, слышалось чудесное пение мужского хора. С шести лет Ника (так звали его родные) начали обучать игре на фортепиано, а в одиннадцать он написал свои первые музыкальные произведения.
По семейной традиции в двенадцатилетнем возрасте Нику определили в Морской корпус в Петербурге, и так как все мужчины в его семье были моряками, то родители считали, что и он должен стать моряком.
Отец композитора Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота. Старший брат композитора удостоился чина контр-адмирала и был директором Морского кадетского корпуса.
Ника в Морском корпусе занимался усердно и ровно. И всё же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. В том же году он начал брать уроки по фортепиано. Через год Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Однако его старший брат Воин Андреевич решил прекратить эти занятия, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По-своему он был прав: юноша потерял интерес к морскому делу, музыка отодвинула его на второй план.
По окончании Морского корпуса восемнадцатилетний гардемарин Римский-Корсаков совершил трехгодичное плавание. За время этого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, чарующее звездное небо южного полушария и экзотическую растительность Бразилии, испытал океанские штормы и штили. Он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии.
Став композитором, в течение всей жизни Римский- Корсаков изображал море во всем его величии. Красочные музыкальные картины морской стихии есть в его операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», в сюите для симфонического оркестра «Шехеразада» и в некоторых романсах. Многим знакома музыкальная картинка «Полёт шмеля», включённая в оперу «Сказка о царе Салтане». Римский- Корсаков написал пятнадцать опер, три симфонии, ряд оркестровых сочинений, романсы.
А сейчас я вам предлагаю прослушать ещё один музыкальный номер из оперы «Садко» «Полёт шмеля».
♦ Звучит, аудиозапись.
Учитель: Рассказала ли вам что-нибудь эта музыка?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Сегодня на классном часе мы узнали, что музыка тоже несёт информацию, и если внимательно слушать музыку и изучать язык музыкальных произведений, то можно понять, о чём хотел сказать композитор.
Автор: Ю.В. Ушакова, г. Геленджик