Классный час в начальной школе на тему «Архитектура»

Поделиться:

Конспект классного часа для младших классов на тему: «Архитектура»

Учитель. Мы все с вами живем в домах. Дом или квартира- эго то место, где человек живет, спит, укрывается от непогоды, отдыхает, общается со своей семьей, а некоторые дома и работают. Одним словом, дом для человека имеет огромное значение. Как вы рисуете дом? Какими геометрическими фигурами мы пользуемся, чтобы схематично изобразить дом? (Желающего исследователя пригласить к доске.)

Дети. Квадрат (прямоугольник) и треугольник.

Учитель. У нас получился простой незамысловатый домик. (Нарисовать на доске дом.)

Классный час в начальной школе на тему «Архитектура»

— А на чем стоит дом?

Дети. На земле.

Учитель. Когда мы смотрим на дом, нам действительно кажется, что дом стоит на земле. (Исследователь рисует уровень земли.) Мы не видим то, что находится под землей, но тот, кто видел, как строятся дома, знает, что прежде, чем возводить стены, строители строят фундамент. Фундамент — это та невидимая часть здания, которая находится под домом, именно фундамент является тем основанием, на котором возводятся стены здания. (Нарисовать, помочь исследователю.) Посмотрите на нашу схему и скажите, какая часть дома важнее всего: крыша, стены, фундамент и почему? (Ответы детей, затем спросить исследователя.)

Дети. Фундамент, потому что на нем стоит весь дом.

Учитель. Именно так, ведь если фундамент сделан неправильно, весь дом может рухнуть. Важность фундамента знают все, а не только те, кто строит дома. Фундамент называют еще основанием, то есть основой любого дела. Скажите, для чего вы выучили буквы?

Дети. Чтобы научиться читать.

Учитель. Без умения читать человеку очень трудно, да и просто невозможно прожить в цивилизованном мире. Более того, без умения читать человек закрывает перед собой огромный мир, под названием «Книга», без которого очень неинтересно жить. А самое главное, чтение — это знания. Если мы символично изобразим книгу домом, то чем для этой книги будет являться знание букв и умение читать слова из этих букв?

Дети. Фундаментом.

Учитель. А знание цифр и умение считать является фундаментом для математики. Именно сейчас вы делаете самое главное, вы закладываете фундамент вашей жизни. Если мы символично изобразим человека этим домиком, то фундаментом этого человека-дома будут:

1. Развитой ум, который формируется только тогда, когда вы получаете знания.

2. Любящее и доброе сердце, которое в содружестве с развитым умом сделает вас мудрыми.

3. Воля, которая поможет вам стать нравственными, порядочными людьми.

4. Умение не только мечтать, но и действовать — это тоже очень важная часть фундамента.

НАВСЕГДА ЗАПОМНИТЕ эти четыре краеугольных камня фундамента, на котором будет строиться ваша жизнь. Да, людям кажется, что дом стоит на земле и все любуются стенами дома, окнами, украшениями, крышей. Только когда дом начинает давать трещины и кренится, все сразу же вспоминают про фундамент. Так и человеческая жизнь. Все смотрят, кем человек стал, чего достиг в жизни, все любуются его красивыми делами, и только когда человек становится плохим и злым, когда человек становится преступником, все понимают, что этот человек не создал себе в детстве крепкий и достойный фундамент для своей жизни. Фундамент вашей жизни вы создаете сами, и только от вас будет зависеть, что вы построите: красивый добротный дом, курятник или красивый дворец. Красивый человек, как и красивый дом, нравится всем, и все понимают, что трудно порой эту красоту создать. Но скажите: в каком доме вам бы хотелось жить, в красивом или похожем на сарай?

Дети. В красивом.

Учитель. Как вы думаете, что лучше: быстренько построить хоть что-нибудь, пусть даже плохое здание, или, пусть с трудностями и дольше, но построить красивый дом?

Дети. Лучше строить дольше, но построить красивый дом.

Учитель. Посмотрите на это сооружение. (Учитель показывает изображение Кельнского собора в Германии.) Он строился почти 600 лет, это очень долго, это 10 человеческих жизней, но посмотрите, как он красив. Люди мало вспоминают о том, как он долго строился, все просто любуются им, восхищаются и славят тех, кто его создавал. А вот другой собор в городе Реймсе (Франция.) Как он великолепен и величествен, как устремлен вверх, какие ажурные детали его украшают. Сквозь цветные стекла с рисунками струится таинственный свет. Входит человек с улицы и словно попадает в сказочный мир. Перед такими зданиями люди стоят, как в музее перед картиной или скульптурой. Это потому, что такие здания и сооружения гоже произведения искусства, созданные по законам красоты. Искусство это называется архитектурой.

Слово «архитектура» произошло от древнегреческого слова «создатель», «строитель», «творец». Архитектура — это не только сами здания и сооружения, которые строятся строителями, это еще и искусство творить (создавать, придумывать) образ сооружения. Мы уже говорили с вами о том, что, прежде чем что-то создать, нужно это что-то придумать, создать в уме образ того, что ты хочешь создать. Вот архитектор именно этим и занимается, он придумывает, творит новые образы зданий и сооружений. Древнейшими сооружениями на Земле считаются египетские пирамиды. Нам пока неизвестен архитектор, который придумал их построить, но до сих пор на Земле не создано ничего более величественного и притягательного для людей. (Показать иллюстрации.) Самым красивым зданием Древней Греции был храм Парфенон, сооруженный две с половиной тысячи лет назад в Афинах, столице Греции. Многие считают его и сейчас непревзойденным по красоте архитектурным сооружением в мире. Чуть позже в античном Риме в честь военных побед был воздвигнут Колизей, открытая арена для больших празднеств. Его торжественно-пышная архитектура воплощала в камне воинственную силу и государственную мощь. А вот как одинокий воин-богатырь стоит в боевом шлеме белокаменная церковь. Очень часто в истории Древней Руси стены таких церквей укрывали народ от врагов. Эта церковь Покрова Богородицы на Нерли построена была близ города Владимира почти 800 лет назад. Красота ее заключена не в пышной помпезности, а в простоте плавных очертаний купола и кровли. Посмотрите, как удивительно хорошо сочетается она с окружающей природой. Эта церковь является ярким примером мудрости: «Где нет величавой простоты, там нет и красоты». Давайте запишем эти слова в наши тетради и запомним их. Очень много красивых дворцов и зданий в Санкт-Петербурге и в Москве, очень много красивых зданий и сооружений, а самое главное и самое древнее из них — Московский Кремль. (Показать иллюстрации.) Как вы думаете, могли бы такую красоту придумать и создать некрасивые и злые люди?

Дети. Нет.

Учитель. А те люди, которые все делают и живут только для себя, не думая про других, могут создавать такую красоту?

Дети. Нет.

Учитель. Именно так, пока человек сам не станет красивым, то есть пока не станут красивыми его мысли, слова и поступки, он не сможет создавать (творить) красоту. Вот и вы старайтесь стать красивыми людьми, чтобы создавать красоту для других людей. В каждом человеке есть хорошие и плохие качества, поэтому, чтобы фундамент вашей жизни стал прочным, нужно развивать хорошие качества, пока они не станут красивыми, а с плохими качествами надо бороться, чтобы они исчезли насовсем.

Сегодня мы начнем с вами новую игру. Я буду раздавать вам маленькие листочки с вашими фамилиями. На этих листочках вы напишете слово, которое я вам назову. Ваша задача — дописать к этому слову одно или несколько слов, кто как захочет, чтобы они подходили по смыслу к заданному слову и выражали какую-то мысль. Например, я назову вам слово «цветок», какие варианты вы можете предложить? (Красивый, желтый, маленький… или «цветок в горшке», «цветок на клумбе», «букет цветов» т. д.) То же самое вы сделаете сейчас со словом «дом», главное, чтобы это была ваша мысль.

Дополнительный литературный материал

Два гаруна

Очень и очень давно, когда даже лебедей и змей на свете не было, жили два гаруна. Они были немного похожи на кошек и целыми днями паслись на лугах. А когда к ним кто-то приближался и хотел на них напасть, они начинали сильно и страшно шипеть, чтобы испугать врага.

Были оба гаруна совершенно одинаковые, ни цветом не отличались, ни ростом. Даже большеглазая сова и умная лиса, жившие по соседству, не могли одного гаруна от другого отличить. Единственное, чем они отличались, так это мыслями и чувствами. Один гарун мечтал о небе и хотел стать белым облаком, чтобы в небе летать, а другой все время думал о том, как хорошо стать страшным, опасным и незаметным, чтобы врагов своих побеждать и любого, кто не понравится, наказывать каким-нибудь хитрым способом. Так вот и жили два одинаковых гаруна с совершенно разными мыслями.

Первой нечто удивительное заметила лиса. Она увидела, что один гарун стал с каждым месяцем незаметно светлеть, а другой понемногу становился темнее и темнее. Потом сова стала замечать, что светлый гарун мало-помалу вырастает и шея его удлиняется, как будто в небо тянется. А другой гарун, который был потемнее, стал уменьшаться, и хвост у него стал сильно расти.

Так продолжалось несколько лет. В конце концов, один гарун стал почти черным и уменьшился так, что осталась у него одна голова и длинный извивающийся хвост. Другой же гарун стал совсем белым, покрылся перьями и стал похожим на облачко. Шея у него вверх вытянулась и стала очень длинной, наверное, потому, что своими мечтами он все время в небо тянулся.

Но на этом все не кончилось. Белый гарун, радуясь тому, ч то стал похожим на облако, стал еще больше мечтать о красивых полетах в небе среди облаков. А другой, став совсем маленьким и хвостатым, мечтал лишь о том, как бы ему заполучить ядовитое жало, чтобы жалить всех тех, кто близко к нему подойдет.

Прошел еще один год. У белого гаруна крылья выросли и взлетел он птицей в небо, а у другого гаруна два острых зуба выросли, слюна ядовитой стала, и стал ползать он, хвостом извиваясь.

Сейчас о гарунах уже никто не помнит, а вместо них лебеди и змеи на свете живут. Так и вышло, что тот, кто о прекрасном и возвышенном мечтал, теперь в небе летает, да по озерам красивым плавает. А тот, кто о нехорошем и низменном думал, теперь по земле ползает и в земле живет. Одно только сходство осталось у лебедей и змей. И те и другие так же, как и раньше, когда были гарунами, в случае опасности шипеть начинают.

Вопросы к тексту:

1. Почему два гаруна стали такими не похожими друг на друга? (Были низменными у одного и возвышенными у другого мысли и желания.)

2. Что будет потом, если у змеи останутся злые и плохие мысли и она захочет кого-нибудь укусить? (Она рано или поздно кого-нибудь разозлит, и ее убьют ши задавят.)

3. Вы стараетесь, чтобы ваши мысли, желания и мечты были красивыми и возвышенными, или вам все равно, какие они?