Классный час в начальной школе на тему «Знание есть следствие великого труда»

Поделиться:

Конспект классного часа для младших школьников

Учитель. Скажите, что нужно делать, чтобы научиться красиво и правильно писать?

Дети. Много и старательно писать.

Учитель. А чтобы научиться быстро читать?

Дети. Много читать.

Учитель. А чтобы научиться рисовать?

Дети. Много рисовать.

Учитель. А как можно одним словом назвать все эти действия: много писать, много читать, много рисовать… много…?

Дети. Трудиться.

Учитель. Совершенно верно, труд — это лучший способ получения опыта и самый надежный вариант развития человека. Труд максимально активизирует и закаляет волю. Именно посредством труда и воли душе передается опыт, благодаря которому человек и обучается тому или иному делу. Давайте на каком-нибудь простом примере попробуем понять, какое место занимает труд в жизни человека. Представьте себе такую ситуацию. У любимой куклы вашей младшей сестренки порвалось или сильно запачкалось платье. Сестра безутешно рыдает. Как вы поступите в такой ситуации? (Из всех ответов оставить тот, в котором дети захотят сшить новое платье.) Ну вот вы решили ее приодеть. Что вы сначала сделаете? (Ответы.) Конечно, нужно сначала объяснить сестре, какое платье вы хотите сшить, чтобы оно ей понравилось. Можно даже нарисовать его сначала, чтобы и вам и ей были понятны все детали платья. Такой процесс в творчестве (творчество от слова «творить», создавать, созидать) называется созданием идеи (образа, плана) и обсуждение ее. Но как бы долго вы ни обсуждали идею создания платья для куклы, оно от этого не появится. Платье нужно сшить, только тогда оно появится, то есть нужно приложить труд, конкретное действие. В нашем случае нужно взять ткань, иголку с ниткой и сшить платье. Чем интереснее вы придумаете модель платья, чем больше у вас будет желания помочь сестре, чем лучше вы научитесь обращаться с иголкой, тем красивее получится платье, тем радостнее будет ваша сестренка. Таким образом, любой творческий процесс завершается конкретным действием, тем или иным видом труда. Чем бы человек ни занимался, он всегда проходит одни и те же этапы творческого процесса:

ИДЕЯ — в нашем случае желание сшить платье кукле.

ОБДУМЫВАНИЕ (МЫШЛЕНИЕ) — разработка фасона, выбор цвета платья, ткани и т. д.

ДЕЙСТВИЕ (ТРУД, РАБОТА) — завершающий этап, пошив платья.

Если бы человек не трудился, разве бы мы учились в этом красивом классе (который построили строители), писали бы в красивых тетрадях (которые отпечатали в типографии), покупали бы в красивых магазинах продукты (выращенные или произведенные людьми разных профессий), восхищались бы красивыми картинами (созданными художниками) и прекрасной музыкой (написанной композиторами)? Если идеи человека после обдумывания не превращаются в конкретные действия, то человек не в состоянии развить в себе те или иные качества и способности, а люди не видят плодов его идей и желаний. «Дерево познается по плодам», и никак иначе. Символом жизни, как вы, наверное, помните, является…?

Дети. Дерево.

Учитель. Дерево вырастает из маленького семечка. Оно растет, мужает, и вот в один прекрасный год дерево зацветает, потом на нем созревают плоды, плоды собирают, дерево сбрасывает листву, зимой оно отдыхает, а весной вновь появляются новые листочки и веточки, цветы и плоды. И так много раз. Так же и человек живет. Появившись из маленькой клеточки, человек растет и умнеет. И вот однажды в нем возникает какая-то идея, эта идея обдумывается, а затем труд превращает эту идею в какие-то реальные вещи (плоды.) В жизни у человека каждый день возникает много желаний и идей, но только то желание или идея, которые будут подкреплены конкретными делами, принесут плоды. А качество этого плода, будет ли он кислый, горький или сладкий, будет зависеть от качества вашего труда. Будете качественно и добросовестно учиться, будете получать знания и пятерки, будете плохо учиться, знания не будут усваиваться, а, значит, плоды такой учебы будут горькими. Если вы с самых ранних лет поймете важность труда и полюбите труд, ваша жизнь будет становиться все лучше и лучше.

Есть такое качество — ТРУДОЛЮБИЕ.

Оно означает любовь к труду и желание работать. Трудолюбивый человек, любя труд, стремится к нему, не может сидеть без дела, сложа руки и старается найти себе какое-нибудь занятие.

Противоположна трудолюбию ПРАЗДНОСТЬ. Праздность — это ничегонеделание, желание бездельничать, побольше отдыхать и развлекаться. Праздный и ленивый человек не любит труд, стремится поменьше работать и постоянно ищет развлечений и отдыха. Но в безделье и праздности угнетаются внутренние силы человека и ослабляется его воля. Проведите дома во время каникул такой эксперимент. В один из дней только отдыхайте: лежите на диване, сидите в кресле, ничего не делайте и к концу дня вы почувствуете огромную усталость. Вам ничего не будет хотеться делать, на вас нападет лень и безразличие. Это будет означать то, что те жизненные силы, которые были в вас, которые в процессе труда и действий могли пополниться и преобразиться, во время праздного проведения времени застаиваются. А весь следующий день трудитесь: помогите маме по хозяйству, почитайте книгу, попросите папу помочь вам сделать птицам кормушку на зиму, поиграйте с друзьями в футбол или покатайтесь на велосипеде, сходите в музей… К концу дня вы тоже устанете, но это будет радостная усталость, бодрая, у вас будет ощущение полезности проведенного дня, вы узнаете много разных вещей, у вас появится желание и завтра сделать много разных дел.

Дополнительный литературный материал

Труд, развлечение и безделье

Встретились как-то Муравей, Бабочка и Трутень. Муравей кусочек листа нес, Бабочка на цветке сидела, а Трутень в тени цветка лежал. Муравей положил свой кусочек листика и говорит:

— Устал я что-то, сейчас вот чуток отдохну и дальше пойду.

— А я целый день отдыхаю, — сказал Трутень, — я работать не люблю. Мне в тени больше нравится лежать, пока другие работают.

— Если ты будешь бездельничать и лениться, — сказала Бабочка Трутню, — то тебя твои сестры-пчелы выгонят из своего дома и ты погибнешь. Лучше бери пример с меня: я целый день работаю, летаю с цветка на цветок не переставая.

— Мне кажется, что летать с цветка на цветок — это не работа, — сказал Бабочке Муравей. — Это просто веселое развлечение.

— Нет, эго настоящая работа, — возразила Бабочка, — я же летаю и не сижу на месте без дела, как Трутень.

— А твое летание по цветам хоть какую-нибудь пользу приносит? — спросил Муравей.

— Нет, мне просто приятно летать, вот и все, это у меня танец такой особенный.

Мимо пролетал Майский Жук.

— А давай его спросим, — предложил Муравей Бабочке.

— Давай, — согласилась она. Они позвали Жука и спросили его:

— Скажи нам, Жук, если целый день просто так, ради развлечения, танцуя, летать с цветка на цветок, это трудом считается или бездельем!

— Это не труд и не безделье. Когда человек не трудится, а любит только развлекаться и веселиться, то это праздностью называется. При труде обязательно что-нибудь придумывается и делается новое, нужное и полезное, а бестолковое развлечение очень сильно на безделье похоже.

— Так, значит, танцевать и летать целый день по цветкам не называется трудом? — спросила Бабочка.

— Конечно, не называется, — ответил Жук. — Праздность — это почти то же самое, что и ничегонеделание. Каждый лентяй, когда ему надоест лежать и наскучит бездельничать, начинает искать себе веселья и развлечений. Хоть он и пытается что-то сделать, чтобы развеселить себя, но лень все равно внутри него остается, — сказал Жук и, взмахнув крыльями, улетел по своим делам.

Так узнала Бабочка, что она больше похожа на ленивого бездельника Трутня, а не труженика Муравья. А все ее порхания и танцы вовсе не от желания работать, а чтобы скучно не было сидеть на месте…».

Вопросы к тексту:

1. На что похожа праздность: на труд или на безделье?

2. Почему то, что делала Бабочка нельзя назвать трудом и работой? (При работе придумывается и создается новое, важное, полезное.)