Конспект классного часа для младших классов
Учитель. Посмотрите на эту картинку. (На картинке нарисованы, например, герои из сказок, бегущие на автобус. Картинка демонстрируется в течение минуты.) Скажите, какой основной смысл этой картинки.
Дети. Герои сказок бегут на автобус.
Учитель. Вы бы смогли сейчас по памяти нарисовать похожую картину? (Ответы.) Вы помните, какого цвета был автобус? Сколько героев сказок бежали за автобусом? Как их зовут и из каких они сказок? Какая одежда на них и какого цвета? (Ответы.) Почему вы не запомнили многие детали картины? (Ответы.) (Показать картину вновь и обратить внимание на незамеченные детали, похвалить тех, кто заметил незначительные детали. Картина висит до конца урока.)
Замечать малые подробности, уметь сосредоточиться на них умом и органами чувств — значит, лучше понимать целое. НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ — это когда человек примечает малозаметное, когда он видит и слышит не только главное и основное, но и умеет замечать много всяких мелочей. Наблюдательность — это утонченное и чуткое восприятие, развивающее сознание. Наблюдательный человек умеет замечать вокруг себя многое из того, что другие не замечают и вообще пропускают. Но приметить незаметные мелочи мало, нужно еще быть внимательным к мелочам, то есть обдумать увиденное.
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ — это умение заинтересоваться, задуматься над увиденным и услышанным, сосредоточиться умом, не только на интересном и нужном, но и обдумать все тонкости увиденного или услышанного. Внимательность — это цепкость и хваткость любознательного ума. Есть такое выражение: «Читать между строк». Посмотрите в книгу, что там написано между строк?
Дети. Ничего.
Учитель. Внимательность и наблюдательность — это ключ к проникновению во внутренний смысл вещей и явлений. «Читать между строк» означает, что человек понимает то, о чем не может рассказать ни книга, ни человек. Как вы считаете, внимательность и наблюдательность повернут нам ключ еще на один оборот, чтобы мы стали обладателями знания?
Дети. Да.
Учитель. Умение многое видеть, подмечать и задумываться над увиденным очень полезно. Чем больше человек замечает увиденные мелочи и интересуется ими, тем больше он знает. Наблюдая за людьми и их качествами, за природой, за событиями, человек не только больше узнает, но и оберегает себя от опасностей и избавляет от многих ошибок. Внимательность поможет вам перейти улицу без ущерба для своего здоровья, наблюдательность поможет выбрать верного друга, который никогда вас не предаст. А наблюдая за собой и прислушиваясь к своим чувствам и желаниям, человек познает себя, ведь именно познать себя человеку бывает труднее всего. Развить в себе наблюдательность и внимательность не так просто. Вот сыщики, например, даже помимо своей воли, даже когда им это не нужно по работе, замечают самые незначительные детали в человеке, которого увидели мимоходом. А натуралисты, исследующие жизнь животных, способны описать расцветку птицы, которая быстро пролетела над ними. Давайте подумаем и попробуем ответить на вопрос: что еще нужно человеку, помимо воли и желания, чтобы развить в себе наблюдательность и внимательность? (Помогая наводящими вопросами, подвести детей к правильному ответу.)
Дети. Терпение.
Учитель. Терпение можно назвать главным условием наблюдательности. Что же такое терпение, как вы думаете? (Ответы.) Давайте разберем с вами пример какого-нибудь задания. Например, вам нужно без ошибок переписать в тетрадь какие-то слова. Что вы сначала должны сделать? Сосредоточиться на задании, целиком увлечься каким-то занятием и, работая, не отвлекаться ни на что другое. Сосредоточенность означает, что вы собрали всю свою волю и направили ее на выполнение какой-то работы. Когда вы внимательны, сосредоточены на выполнении задания, то ошибок вы не допустите, но вам может это быстро надоесть и вы, не закончив задания, решите отдохнуть. Вот тут как раз и должно включиться такое качество, как терпение. ТЕРПЕНИЕ — это когда человек терпеливо продолжает работу, не бросает ее и, преодолевая трудности, старается завершить ее. Если вы решили понаблюдать за каким-то животным, а через минуту ваше терпение кончилось, разве можно это назвать наблюдательностью?
Дети. Нет.
Учитель. Если, списывая слова, к двум словам вы отнеслись внимательно, а остальные писали просто так, лишь бы поскорее закончить, можно сказать, что вы были внимательны?
Дети. Нет.
Учитель. Запомните, дети, лучшее и самое простое упражнение для тренировки и развития воли — трудиться сосредоточенно и терпеливо. Один древний мудрец сказал: «Терпение, мой добрый друг, делает чудеса» (Серапис). Ведь именно благодаря терпению человек развивает в себе все самые лучшие качества, в том числе наблюдательность и внимательность.
Дополнительный литературный материал
Как Володя и Лариса в лес сходили
Пошли в лес за ягодами Володя и его младшая сестра Лариса. Проходя мимо лужи, Лариса обратила внимание на чьи-то большие следы в грязи, а Володя ничего не заметил и дальше прошел. Подойдя к кустам малины, Лариса заметила, что некоторые кусты поломаны и ягоды на них съедены, а Володя опять ничего не заметил и стал ягоды собирать. Лариса позвала Володю и говорит:
— Я видела большие следы около лужи и кусты поломанные, может быть, это медведь тоже за ягодами пришел?
Оглянулся Володя по сторонам, улыбнулся и говорит:
— Тебе все показалось. Скоро от страха тебе за каждой веточкой носороги мерещиться будут. Лучше начинай ягоды собирать.
Стала Лариса ягоды собирать, но только рядом с деревом, на которое в случае опасности легко залезть можно будет. А Володя, назвав сестру трусишкой, чуть дальше пошел и за кустами скрылся. Вернулись брат и сестра только под вечер. Лариса с полным лукошком ягод, а Володя без ничего, с порванной одеждой и поцарапанным лицом.
— Что случилось с тобой? — спросила его мама.
— Да я от медведя спасался, — ответил Володя. — Когда от него убегал, то о кусты лицо себе поцарапал, а когда быстро на дерево лез, то одежду порвал, а ягоды все вместе с лукошком медведю достались.
— А почему же тогда Лариса и ягоды собрала, и платье свое не порвала?
— А она просто внимательней и наблюдательней, чем я. Она почему-то все незаметное сразу примечает и заранее обо всем подумать успевает.
Вопросы к тексту:
1. Почему Лариса была наблюдательной? (Подмечала малое и незаметное с первого взгляда.)
2. Почему Лариса была внимательной? (Не просто замечала, но и обдумывала замеченное.)