Конспект классного часа для младших школьников «Как уберечься от ударов электрическим током»
Цели: напомнить учащимся о правилах безопасности при пользовании электроприборами; познакомить с правилами поведения во время грозы; развивать логическое мышление, наблюдательность, память; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: магнитофон и записанные на кассете песни: «Не боимся мы дождя», «Песенка пожарных», «Песенка о дружбе», «Небылицы»; декорации для оформления доски (деревья, цветы); реквизит (розетка, кипятильник, посуда); конверт с заданиями.
I вариант
Учитель (читает стихотворение).
Ветерок подул в окно
И принес к нам в класс письмо,
А в письме задание –
Приготовьтесь к испытанию.
Сегодня мы совершим путешествие в сказку. А о чем эта сказка, вы отгадаете сами, прослушав загадку:
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это… (электричество).
Цель нашего путешествия — побольше узнать об электрическом токе. Об этом нам поведают герои сказки, которая называется так: «Как Заяц подружился с электрическим током». Смотрите внимательно, а затем мы проверим, что вы усвоили.
«Происшествие в лесу» (инсценировка)
Действующие лица: Заяц, Ёжик, Хорёк, Сова.
Действие 1
Класс оформлен, как лесная поляна, справа — домик Ёжика.
Звучит фонограмма песни «Не боимся мы дождя».
Заяц приходит в домик Ёжика.
Ёжик. Привет, Заяц! Как жизнь молодая? Как работа удалая?
Заяц. Да вот бегу по лесу. Дай, думаю, к Ёжику забегу. Давненько не виделись.
Ёжик. Заходи, заходи, Косой! Будь как дома.
Заяц (заходит в дом, видит розетку с торчащими из нее проводами, отвертки на столе). А чем это ты тут занимаешься?
Ёжик. Да вот розетка сломалась. Мастера вызвал еще вчера, а он и сегодня до сих пор не пришел.
3аяц. О, Ёжик! А чем я тебе не мастер?!
Ёжик. А ты учился-то на электрика?
Заяц. Да, помнится, у меня папа им был. Помню, он какие- то проводки куда-то всовывал, но сейчас попробую и я.
Ёжик дает Зайцу отвертку, резиновые перчатки.
Заяц (недоумевая, смотрит на перчатки). А это еще что такое?
Ёжик. Да это же резиновые перчатки, чтобы защищаться от электрического тока.
Заяц. А что, там еще и электрический ток живет? Зачем от него защищаться?
Ёжик. Да, и еще какой! Ну, ты, Заяц, прямо как в первый раз родился. Не хочешь — не надо. Давай так.
Заяц. Сейчас я все сделаю. Что это тут за проводки торчат? (Дергает за проводки.)
Электрический ток (запись па кассете). Давай, давай! Дерни-ка еще посильней. Давно я никого не бабахал. Какой хорошенький, жирненький зайчик.
Ёжик. Заяц, может, не будешь за них дергать?
Заяц. Ох, я же забыл перед работой руки помыть.
Ёжик. А я слышал, что нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам!
Заяц. Можно, Ёжик, можно. Ты видел в больнице, чтобы врачи руки не мыли? (Берет провод мокрыми руками. Возникает небольшой разряд. Заяц охает.) Что-то я делаю неправильно? Посмотрим, откуда этот провод идет. (Наступает на него ногой, возникает разряд.)
Ёжик. Заяц, ты все-таки подожди Хорька-электрика.
3аяц. Да ну его. Я понял, в чем дело. Ну-ка, дай я в розетке отверточкой поковыряю…
Возникает сильный разряд. Заяц падает на пол. Ёж дотрагивается до него, пытаясь спасти, и тоже падает.
Действие 2
Звучит фонограмма песни «Песенка пожарных». Выходит Хорёк и стучит в дверь Ёжика.
Хорёк. Ёжик, ты дома? Можно войти? (Видит, что Ёж и Заяц лежат па полу. Берет резиновую палку и отодвигает провода, делает непрямой массаж сердца. Ёж и Заяц медленно приходят в себя.)
Заяц. Что это было?
Хорёк. Ну, вы, ребята, и молодцы! Не дождались профессионала. Если бы я не поспел, вы могли бы погибнуть. Как же так, вы не знаете правил пользования электрическими приборами и не знаете, как уберечься от ударов током!
3аяц. А что такое электрический ток?
Хорёк. Послушайте, что я знаю об электрическом токе. В природе существуют мельчайшие заряженные частицы. Одни частицы заряжены положительно, а другие — отрицательно. Самые маленькие частицы — с отрицательным зарядом — электроны. Электроны могут двигаться внутри металлических проводников. Поток
заряженных частиц называется электрическим током. Вы приходите домой, нажимаете на выключатель — и в комнате ярко вспыхивает электрическая лампочка. Почему? Нажимая на кнопку, вы соединяете проводники, и по ним пошел в лампу поток электронов — электрический ток. Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе, в поезде и квартире, на телефонной станции и в магазине. Везде вы встретите электроприборы или просто электрическую лампочку. Если возникли неполадки с током, то в этом поможет электрик.
Ёжик. Говорил тебе, что нужно дождаться электрика.
Заяц. Ну, я же не знал.
Хорёк. Каждый должен знать правила обращения с электроприборами. А вы, ребята, их знаете? (Дети отвечают.)
Правила обращения с электроприборами
1. Не трогайте руками висящий или торчащий откуда-нибудь провод, не наступайте на него ногой.
2. Не прикасайтесь мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
3. Не прикасайтесь к человеку, находящемуся под действием электрического тока.
4. Не вставляйте в розетку различные предметы.
5. Не пользуйтесь приборами, у которых испорчена вилка.
И тогда электрический ток будет с вами дружить.
Заяц. Ну, ладно, мне пора дальше бежать. Пока, ребята!
Действие 3
Заяц бежит по полянке. Видит дерево.
Заяц. Отдохну-ка я под этим чудным деревом. Ребята, давайте поиграем.
Слышен гром и шум дождя (фонограмма).
Заяц. Ой, как страшно! Что это гремит? (Смотрит на небо) Нужно быстрее спрятаться под дерево.
Сова (выходит с большим зонтом). Боже, как испортилась погода! Слякоть, гроза…
Заяц. Сова, скорей иди под дерево! Ведь дождь идет…
Сова. Заяц, находиться во время грозы под одиноко стоящим деревом очень опасно!
Заяц. Видишь ли, я не знаю, что такое гроза. Мама говорила, чтобы я остерегался грозы. А что это, она не сказала.
Сова. Иди ко мне под зонт. Я много прожила, и я-то уж знаю, что такое гроза. (Заяц становится под зонт.) Вот послушай. Водяной пар, поднявшись с земли, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. А чем выше, тем холоднее, и вот вода превращается в льдинки. Капельки и льдинки внутри тучи ударяются друг о друга, сталкиваются, заряжаются электричеством. Вдруг между ними проскакивает искра. Это молния! Молния мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Молнии могут поражать людей и животных, растения и дома. Поэтому для предохранения зданий от разрушительного действия молний ставят молниеотводы. Это может быть металлический стержень. Один его конец возвышается над постройкой, другой закопан в землю. По молниеотводу электричество уходит в землю.
Гроза — очень опасное явление. Но если соблюдать правила, то можно уберечься.
Правила поведения по время грозы
1. Если вас в походе застала гроза, то ни в коем случае не прячьтесь под одиноко стоящим деревом. Лучше всего переждать грозу в 10-12 м от дерева. На этом расстоянии оно будет играть роль молниеотвода, и вы будете защищены.
2. Опасно бежать во время грозы по открытому полю.
3. В лесу во время грозы надо выбрать место между деревьями на расстоянии не менее 8-10 м от каждого из них.
4. Если вас застала гроза в легковой машине или автобусе — не беспокойтесь, их металлический кузов является хорошей защитой от молнии.
5. Нельзя убегать от шаровой молнии. Движущийся человек вызывает струю движения воздуха и как бы тянет за собой шаровую молнию.
Когда Сова называет правило 1, Заяц пытается отмерить расстояние. Когда называется последнее правило, Заяц дрожит от холода.
Сова. Пойдем-ка, Заяц, к нашему другу Хорьку. (Идут в домик Хорька.)
Действие 4
Звучит в записи «Песенка о дружбе». Хорёк накрывает на стол.
Хорёк. Заходите, я вас угощу горячим чаем. (Ставит в стакан кипятильник.)
Заяц. Ой, как интересно! Какие чудные пузырьки! (Пытается сунуть палец в воду.)
Хорёк. Заяц, ни в коем случае нельзя лезть в воду, которая находится под действием электрического тока. Так как вода очень хорошо проводит электрический ток.
Заяц. Грома уже не слышно, и дождь, кажется, кончился. Вода в реке, наверное, как парное молоко. Пойду-ка я искупаюсь.
Сова. Нет, гроза еще не закончилась. Нельзя во время грозы купаться в реке. Ведь вода — хороший проводник электрического тока.
Заяц. Вы многому научили меня. Теперь мы с электрическим током будем хорошими друзьями. (Заяц, Сова, Хорёк уходят.)
Учитель. А вы, ребята, запомнили, как вести себя в различных ситуациях?
Ситуации:
1) У вас поломана розетка, что делать?
2) У вас загорелся телевизор, что будете делать?
3) Вы отдыхаете на реке, идет дождь, гремит гром, сверкает молния. Как вы будете себя вести?
4) Вы гуляете по лесу, вдруг все загремело, и перед вами огненный шар — шаровая молния. Ваши действия?
Дети отвечают.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы все хорошо поняли и запомнили. До свидания!
II вариант
«Случаи па охоте» (инсценировка)
Действующие лица: Учитель, Лампочка, 1-й охотник Саша, 2-й охотник Рома, 3-й охотник Юра, 4-й охотник Женя; Иван Царевич, Баба Яга, Леший.
Учитель. Давайте разберемся, что такое электрический ток. И в этом нам поможет, как вы думаете, кто? Ну, конечно, обыкновенная лампочка. Давайте же ее позовем.
Действие 1
Учитель и дети зовут Лампочку, и она заходит в класс.
Лампочка. Здравствуйте, мои дорогие девочки и мальчики! (Класс приветствует Лампочку.) Итак, я пришла вам рассказать, что же такое электрический ток. Представьте себе обыкновенный улей со множеством пчел. Пчелы, так же как и люди, бывают злые и добрые. Они приносят людям добро, добывая мед, но если человек не соблюдает некоторые правила, то пчелы могут разозлиться и сделать ему больно, искусав его. Так же и электрический ток состоит из множества маленьких частиц, которые ведут себя, как пчелы. Если человек ведет себя по правилам, то электрический ток делает ему добро, то есть освещает комнаты, улицы, приводит в действие телевизоры, магнитофоны и т. п., но если человек не соблюдает правила, то электрический ток может разозлиться, и это приведет к большим бедствиям, о которых вы еще услышите позже.
А теперь, ребята, мне пора уходить, у меня много дел. До свидания! (Класс прощается с Лампочкой.)
Учитель. Сейчас, с минуты на минуту, к нам в класс должны прийти четверо горе-охотников, которые в свое время, не зная простых правил, были наказаны электрическим током.
Вы хотите послушать, как это произошло? (Учащиеся отвечают, что хотят.)
Действие 2
В класс заходят четыре охотника.
Учитель. А вот и они. Давайте, ребята, поздороваемся с ними.
Учащиеся здороваются с охотниками.
Охотники. Добрый день, ребята! (Садятся на свои места.)
Учитель. Уважаемые охотники! Мы с ребятами очень хотели бы услышать ваши истории, связанные с электрическим током. Правда, ребята? (Дети соглашаются, хлопают в ладоши.)
1-й охотник Саша. Однажды пошел я на охоту, но случилась огромная неприятность: я забыл дома патроны. И заметив это, уже решил возвращаться домой, как вдруг возле дороги увидел на дереве глухаря. Я решил попытаться поймать его руками. И вот стал думать, как бы подобраться к нему, чтобы он меня не заметил. А рядом с деревом стоял столб. С этого столба свисал провод, и я решил подобраться к птице с помощью этого провода.
Надо сказать, что в школе я не очень хорошо учился и про электрический ток не знал почти ничего. И только я взялся за провод, как все мое тело пронзила ужасная боль. Я закричал, а моя добыча улетела. Вот такая со мной приключилась история. С тех пор я точно знаю и всем говорю, что нельзя трогать руками висящий или торчащий откуда-нибудь провод и, конечно же, нельзя наступать на него ногами.
Учитель благодарит охотника Сашу за его честный и поучительный рассказ и предлагает детям прерваться и немного размяться.
2-й охотник Рома. А со мной однажды приключилась такая история. Решил я пойти поохотиться в поле на зайцев и взял с собой свою охотничью собаку — Рекса. Ходили мы с Рексом долго и никак не могли напасть на заячий след. Тут погода стала портиться. Солнце исчезло, поднялся ветер, наползли тучи, и начался сильный дождь. Неподалеку я увидел дерево и решил спрятаться под ним от дождя, надеясь переждать, пока дождь не перестанет. Как только я встал под дерево, мой Рекс, как будто что-то почуяв, помчался от него. Я не понял, что случилось с моей собакой, и в недоумении побежал за ней. Вдруг загремел гром с такой силой, что я невольно обернулся. Потом произошло что-то непонятное — сверкнула молния и ударила прямо в это дерево, и через несколько минут от большого, могучего дуба остались одни угли.
После этого я вернулся с Рексом домой и рассказал товарищам о случившемся. Они мне объяснили, что если гроза застала тебя на открытой местности, то желательно находиться неподалеку от предмета, который выше тебя, но ни в коем случае не стоять под ним, так как молния попадает в наиболее высокие предметы.
Учитель. Вот видите, ребята, как много интересного мы узнаем от наших гостей. Послушаем еще один рассказ.
3-й охотник Юра. Мой рассказ, думаю, будет не менее полезен для вас. Все вы, конечно же, любите купаться и загорать. Однажды я решил сходить в лес к озеру, так как мой товарищ сказал мне, что на озеро прилетело много уток. Сезон охоты был открыт, и я, предчувствуя удачную охоту, быстро собрался и поспешил на названное место. Когда я подошел к озеру, то увидел, что действительно уток было очень много, а самое удачное, как мне показалось, было то, что рядом не было ни одного человека. Я зарядил ружье и выстрелил, одна утка замерла, а остальные взлетели в небо и скрылись из виду. Я прождал больше часа, надеясь, что они все же вернутся, но их не было. Тогда я решил достать трофей, то есть ту утку, которую мне все же удалось подстрелить. И вдруг погода испортилась. В считанные минуты небо заволокло тучами, и загремел гром, сверкнула первая молния. Но, несмотря на все это, я разделся и поплыл за уткой. Не успел я отплыть и 3 метров, как молния ударила в высокое дерево рядом с озером, и через него ток попал в воду. Я ощутил очень сильный удар. Хорошо, что был недалеко от берега, к тому же я был физически натренирован, так как постоянно занимался физкультурой, только поэтому мне удалось выбраться на берег.
Учитель. Юра, объясните, пожалуйста, детям, почему же вас ударило током?
Охотник. А все это произошло потому, что вода является очень хорошим проводником электрического тока. Это, ребята, вам, наверно, пока не понятно, но прошу вас поверить мне на слово и запомнить два ПРАВИЛА из моего рассказа:
Нельзя!!! Купаться во время грозы и прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам (телевизору, магнитофону и т. д.).
Учитель. Ну а теперь, дети, послушаем последний поучительный рассказ нашего гостя — охотника Жени.
4-й охотник Женя. Ребята, я расскажу вам историю, которая приключилась со мной и моим товарищем не на охоте (хотя я тоже большой любитель поохотиться), а в стенах моего дома. Все началось с того, что ко мне пришел мой товарищ, присутствующий здесь, — Рома. Мы сели смотреть футбол по телевизору (мы к тому же еще и заядлые болельщики), и на самом интересном месте телевизор сломался. Я не знаю, что случилось, так как я совсем не понимаю в электронике, но все же мы с Ромой решили попытаться починить телевизор. Рома не был великим мастером, но, по крайней мере, у себя дома он ремонтировал все сам. В спешке, так как Рома очень хотел посмотреть футбольный матч, он забыл выключить телевизор — не вытащил провод из розетки. И вот когда он дотронулся до внутренних частей телевизора, его так ударило током, что он весь затрясся. Я, конечно, очень испугался за него и поспешил ему помочь. Но в тот момент, когда я дотронулся до своего товарища, чтобы оттолкнуть его от телевизора, меня тоже ударило током, ведь человек является хорошим проводником электрического тока. И если бы в эту минуту не отключили электричество в нашем доме, я не знаю, что бы с нами было! Вот такая история.
Учитель. Спасибо вам большое за ваши рассказы. Я думаю, ребята многое поняли и не будут повторять ваших ошибок. Правда, ребята?
Охотники (все четверо). До свидания, ребята! До новых встреч! Надеемся еще увидеться с вами!
Дети прощаются с охотниками. Охотники уходят.
Действие 3
В класс вслед за учителем заходят: Иван Царевич, Баба Яга, Леший.
Учитель. Познакомьтесь с нашими гостями, это персонажи знакомых вам сказок (представляет гостей).
Леший. Что ж вы так кричите, не терплю шума?! А вот я вас сейчас в лес заберу и превращу в молчаливые деревья!
Учитель. Не бойтесь, ребята! Ничего он нам не сделает, ведь нас так много, а он один. (Леший успокаивается.)
Иван Царевич. Ребята, если вы хоть что-нибудь знаете об электрическом токе, помогите мне, пожалуйста.
Баба Яга. Да ничего они не знают.
Дети. Нет, знаем.
Иван Царевич. Значит, вы мне поможете?
Учитель. Объясните все по порядку.
Иван Царевич. Кощей украл мою невесту и держит ее в своем дворце, а как туда попасть, знает только Леший, а Баба Яга знает, где найти смерть Кощея, но они не скажут ни слова, пока я не отгадаю их загадки.
Учитель. Так почему же вы их не отгадаете?
Иван Царевич. Уж больно они сложные, да и у нас в сказочной стране нет школ. Вот я и подумал, может, ребята смогут мне помочь.
Учитель. Ну что, ребята, попробуем помочь Ивану Царевичу? Ведь если мы этого не сделаем, то его невеста так и останется у Кощея, и зло победит, а этого не должно произойти.
Дети. Да, поможем.
Баба Яга. Ничего у них не получится.
Леший. Я с тобой, карга, абсолютно согласен.
Учитель. Ну, это мы еще посмотрим. Правда, ребята?! Иван Царевич, загадывайте загадки!
Баба Яга. Подождите, я хочу проверить вашу память. Я слышала, что у вас на прошлом занятии были гости, назовите их. (Дети вспоминают.)
Учитель. Ну как, вспомнили, кто же был у нас в гостях? Дети. Лампочка и охотники.
Баба Яга. И сколько же было у вас охотников?
Дети. Четверо.
Леший. Гляди-ка, какая у них хорошая память, а, старуха?! Баба Яга. Да!
Учитель. Ну все, не мешайте нам. Иван Царевич, показывайте свои загадки.
Иван Царевич чертит на доске сетку кроссворда.
Кроссворд
Учитель. Да, большой кроссворд. Давайте подумаем.
Вопрос 1: ключевое слово (самое длинное) — от чьих ударов нужно оберегаться? (Дети думают.) Вспомните, какое понятие объясняла вам Лампочка.
Дети. От электрического тока.
Учитель. Правильно, ребята, молодцы!
Баба Яга и Леший недовольны, начинают шуметь, Иван Царевич их останавливает.
Учитель. А теперь слово на букву «л». Вспомните, кто был первый гость на прошлом занятии.
Дети. Лампочка.
Учитель. Верно.
Баба Яга (Лешему). Так гляди, деревянный, они все отгадают.
Леший (озабоченно). Прямо и не знаю.
Иван Царевич. Я знал, что ребята очень умные, и зря вы смеялись.
Учитель. Ну что, будем отгадывать дальше? Какие электрические приборы нельзя трогать руками?
Дети (немного подумав). Мокрыми.
Учитель. Правильно, ребята! Видно, вы внимательно слушали охотников. А теперь следующий вопрос: каким бывает электрический ток, если выполнять все правила при обращении с ним?
Дети. Добрым.
Учитель. Молодцы! Вы не устали? Давайте постараемся, осталось всего 3 слова.
Иван Царевич. Ребята, подумайте же еще немного, пожалуйста, а то мне без вас ни за что не отгадать.
Баба Яга и Леший (в один голос). Да бросьте вы, ребята, посмотрите, какая на улице погода, идите гулять.
Учитель. Ну что, поможем Ивану Царевичу, а потом и погуляем? Ведь есть такая пословица: «Сделал дело — гуляй смело!».
Дети соглашаются с учителем.
Учитель. Ну, так вот, дети, слушайте вопрос: под чем нельзя стоять во время грозы?
Дети (хором). Под деревом.
Учитель. Очень хорошо, ну а какой бывает электрический ток, если его разозлить?
Дети. Злой.
Баба Яга (Лешему). Бежим отсюда, а то придется все про невесту рассказывать Ивану Царевичу.
Иван Царевич удерживает их.
Учитель. Ну, вот и последний вопрос: что любят все дети, но этого нельзя делать во время грозы? (Дети думают. Учитель подсказывает.) Дети любят загорать и…
Дети. Купаться!
Учитель. Молодцы!
Баба Яга и Леший начинают хныкать.
Иван Царевич. Большое спасибо вам, ребята! Без вас я бы ни за что не отгадал всех этих загадок. Ну а теперь извините меня, мне пора выручать мою невесту. До свидания! (Забирает Бабу Ягу и Лешего, и все уходят.)
Учитель. Вы сегодня большие молодцы, славно потрудились, а теперь можно и погулять. Урок закончен.