Разработка классного часа на тему ЗОЖ «В здоровом теле — здоровый дух!»
Цель: воспитывать у школьников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье.
Форма: заочное путешествие по Греции.
Подготовительный этап:
1. Проведение диагностики по данному вопросу.
2. Подготовить проекты в микрогруппах:
• здоровое полноценное питание (семейные рецепты под девизом: дёшево, полезно, быстро);
• комплекс физических упражнений по-спартански.
3. Провести конкурс сочинений на тему «В здоровом теле — здоровый дух»:
• собрать пословицы и поговорки о здоровье;
• подготовить индивидуальные сообщения о ведении здорового образа жизни в Греции — родине Олимпийских игр.
Оформление кабинета: рисунки, плакаты учащихся по теме классного часа, греческая музыка, выставка книг, посвящённая ведению здорового образа жизни.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя.
— Мы с вами много путешествуем, ведь путешествия расширяют не только кругозор человека, но и укрепляют наше здоровье. Вот и сегодня нас ждёт увлекательное, полезное и познавательное путешествие в Грецию.
Всем известно, Греция — родина Олимпийских игр. Чтобы поближе познакомиться с образом жизни эллинов, наш маршрут мы разобьём на пять станций.
Станция № 1 — Древняя Спарта (режим дня).
Станция № 2 — Олимпия (зарядка, физические упражнения).
Станция № 3 — Термопилы (личная гигиена и закаливание).
Станция № 4 — Афины (здоровое питание).
Станция № 5 — Салоники (отдых и туризм).
Звучит греческая музыка, выходят дети в туниках, приветствуют собравшихся.
Ведущий 1. В Спарте растили закалённых и дисциплинированных воинов. Большое внимание уделялось физическим упражнениям. Само слово гимнастика — греческое. Гимнасия — так называлась специальная школа, которую мальчик посещал с 12 лет. Здесь он занимался бегом, борьбой, метанием диска и копья. Добиться определённых физических успехов юным эллинам помогал определённый режим дня. Правильный режим дня, с точки зрения греков, это оптимальное распределение в течение суток труда, сна, питания, отдыха, двигательной активности. Откроем секрет: до сих пор в Греции существует сон или отдых днём (сиеста). «Почему?» — спросите вы.
По мнению учёных, периоды максимальной работоспособности с 8 до 13 часов и с 16 до 19 часов. Значит, с 13 до 16 часов — самое подходящее время для обеда и послеобеденного сна.
Вопросы к детям:
1. Что нужно делать, чтобы стать такими же закалёнными и выносливыми, как спартанцы?
2. Для чего нужен режим дня?
3. Как вы думаете, почему необходим отдых между занятиями?
Возможные выводы учащихся:
1. Чтобы стать такими же закалёнными и выносливыми, как спартанцы, необходимо соблюдать режим дня.
2. Режим дня дисциплинирует, помогает избегать спешки и суеты, вставать утром с расчетом, чтобы успеть сделать гимнастику, принять водные процедуры, поесть и в спокойном темпе добраться до школы.
3. Отдых необходим человеку, чтобы восстановить силы, переключить один вид деятельности на другой, получить хороший эмоциональный заряд.
Ведущий 2. Чтобы узнать, какие физические упражнения помогают стать ловкими, сильными, стройными, а самое главное — здоровыми, я приглашаю вас в Олимпию.
Вопрос к детям:
— Чем знаменита Олимпия?
Дети отвечают.
В Олимпии на Пелопоннесе проводились спортивные состязания — Олимпийские игры.
Олимпия — это святилище, где стоял храм Зевса, а затем были выстроены различные спортивные сооружения. Согласно преданию, Олимпийские игры учредил в честь своего бога-отца Геракл.
Один из участников классного часа разучивает с детьми физические упражнения:
• Пройти по ровной линии с книгой на голове — это упражнение развивает осанку.
• Сидя за столом, начертить воображаемые круги ногами — это упражнение позволяет развить пресс.
• Руки, согнутые в локтях, поставить ладонями друг к другу. Сильно сжать их и задержать на 10 секунд. Это упражнение развивает грудную клетку.
• Одновременное вращение левой и правой руками в разные стороны.
• Гимнастика для глаз. Вращение глазами: вверх-вниз, слева направо, по кругу. Упражнение сохраняет зрение и даёт отдых глазам.
Ведущий 3. С древних времён греки следили не только за чистотой души, но и за чистотой тела. Термопилы — лечебные источники, расположенные в Фермопильском ущелье, в 200 км от Афин, где совершили свой бессмертный подвиг 300 спартанцев во главе с царём Леонидом. Существовала древняя традиция, которая существует у греков и сейчас: перед трудным делом необходимо принять водные процедуры.
Вопросы к детям:
1. Для чего нужно принимать душ, чистить зубы?
2. Как часто это необходимо делать?
Возможные выводы учащихся:
1. Поверхность кожи подвержена загрязнению пылью и микробами. В связи с этим снижается кожное дыхание, нарушается испарение пота, ухудшается теплообмен.
2. После приёма пищи загрязняются зубы, а так как в ротовой полости всегда много микробов, то они быстро размножаются и способствуют развитию различных заболеваний. Вот почему рекомендуется ежедневно принимать душ, лучше дважды — утром и вечером, чистить зубы два раза в день после приёма пищи по 3-5 минут, полоскать рот.
3. Зубную щётку стоит регулярно менять. Каждые 6 месяцев необходимо проходить профилактический осмотр у стоматолога.
Ведущий 4.
Я приглашаю вас в столицу Греции — Афины, колыбель архитектуры. Афиняне ведут спокойный, размеренный образ жизни. По статистике, греки являются долгожителями, потому что правильно питаются:
— не переедают;
— принимают пищу регулярно 3-4 раза в день, примерно в одни и те же часы;
— не допускают полного вегетарианства (животная пища является источником витамина В-12 и микроэлементов — железа и кальция);
— употребляют только свежие продукты;
— обязательно включают в свой рацион рыбу (источник фосфора, витамина Д);
— самое главное, они тщательно пережёвывают пищу и не торопятся во время еды.
Знакомство с греческой кухней.
Ведущий 5. А я вас приглашаю посетить северную столицу Греции — Салоники, второй по значимости — после Афин — город страны. Он являлся любимым городом всех царей Македонии. Представьте себе тихий берег моря, уютное кафе, в котором вам с удовольствием предложат ароматный и чудодейственный чай.
Угощение чаем, настоянным на травах, обсуждение в группах итогов классного часа.
Дети из каждой группы вывешивают таблички на доску: режим дня, личная гигиена, здоровое питание, физическая культура, отдых, отсутствие вредных привычек.
Учитель. Сегодня мы с вами познакомились не только с жизнью и традициями греческого народа, но и узнали основные составляющие здорового образа жизни.
Автор: Т. Н. Захарова