Классный час во 2 классе. День рождения – светлый праздник

Поделиться:

Методическая разработка классного часа по этикету для 2 класса

Сценарий «День рождения – светлый праздник»

Цель: привить этические нормы поведения, умение встречать гостей, дарить и принимать подарки.

Оборудование: фонограмма песни «Пусть бегут неуклюже», с детьми заранее подготовить сценку.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

(Звучит фонограмма песни «Пусть бегут неуклюже».)

— Вы уже догадались, о чем сегодня у нас пойдет речь? (Мы сегодня будем говорить о дне рождения.)

— У каждого из вас в году есть один прекрасный день — день вашего рождения. В этот праздничный день вы находитесь в центре внимания, вы обласканы и всеми любимы. Поздравления, улыбки, подарки — все это вам. О том, как сделать этот день действительно праздником, как принимать гостей, какие подарки уместно дарить имениннику, и пойдет у нас разговор.

Послушайте стихотворение «День рождения» (ученики читают по очереди).

Говорит зайчиха-мать своему зайчонку:

— Ты ложись сейчас в кровать,

А как только солнце встанет —

День рожденья твой настанет.

Пригласим к себе гостей —

Будет праздник для друзей.

Утро быстро наступило,

Солнце зайку разбудило,

Лучик в щечку целовал

И зайчишку поздравлял.

Ты расти, зайчишка,

И не будь трусишкой.

Радуй маму, радуй папу,

Подрастай скорей — догоняй друзей!

Мама пышек напекла и гостей всех созвала.

Прибежала киска — веселая артистка,

Промяукала стишок — подарила корешок.

Корешок тот не простой — вылечит тебя зимой.

Медвежонок подарил то, что больше любит.

Догадайся, зайчик, что же это будет?

Белки-хохотушки дарили погремушки.

Орехами и шишками гремели все игрушки.

А бобрята-рыболовы, чтобы был всегда с уловом

Именинник дорогой,

Подарили для рыбалки

Поплавочек небольшой.

Чтобы спортом заниматься, быть здоровым, закаляться.

Говорят, волчата — резвые ребята:

Дарим мы тебе кроссовки,

Получай, дружок, обновки.

А отличница-лисичка.

Хитроумная сестричка,

Зайцу книжку принесла —

Для развития ума.

Поросенок опоздал — все подарок выбирал:

Пригодится вдень рожденья

Банка вкусного варенья,

Но люблю варенье сам — лучше тапочки отдам.

Мягкие, удобные, просто бесподобные!

Тапки слишком хороши —

Не для заячьей души.

Из часов твердит кукушка:

— Опоздать ты можешь, Хрюша!

Умывайся, одевайся

И на праздник отправляйся.

«Знаю все я без тебя — подождут они меня».

И подумал Хрюша: может взять кукушку?

Но к кукушке я привык, кто ж меня разбудит?

Пусть сидит она в часах.

Так-то лучше будет.

Подарю-ка я зайчонку

Ту пустую коробчонку,

Что от тортика лежит,

Пусть игрушки в ней хранит.

Хрюша быстро побежал,

Все ж к столу он опоздал.

И без извиненья

Быстро скушал угощенье.

Автор: В. Герасимова

— А теперь ответьте на вопрос: когда идешь к кому-нибудь на день рождения, надо ли заранее подумать о подарке? (Ответы детей.)

— Да, ребята, чтобы порадовать своего друга подарком, необходимо хорошенько подумать над тем, что любит ваш друг, какое у него увлечение, будет ли он рад подарку? Вспомните, что звери в стихотворении дарили зайчонку такие подарки, которые были бы рады получить сами. А как отнесся Хрюша к выбору подарка? (Ответы детей.)

— Действительно, Хрюша отнесся к выбору подарка по-свински. Наверное, он бы не захотел для себя такой подарок. Поэтому, выбирая подарок, надо стараться поставить себя на место именинника. Если, выбирая подарок, вы ищете среди своих вещей что-то похуже, то, что вам самому не нужно, то это не подарок. А будет ли считаться подарком то, с чем вам жаль расстаться, но вы дарите потому, что вам велела мама, вам неудобно или по другой причине? (Ответы детей.)

— Нет, это не подарок, настоящие подарки всегда дарят от души. Но бывает и так. Посмотрите сценку, которую подготовили ваши друзья.

Костя. Петь, а Петь, я тебе на день рождения свисток подарил.

А ты мне что подаришь? Давай удочку!

Петя. Сказал тоже. Свисток!.. Свисток сколько стоит? А удочка?

Костя. Ну ладно, я еще две марки добавлю.

Петя. Да на что мне твои марки? Я в футбол играть люблю. Давай мячик дари!

— Ребята, как вы думаете, идет здесь разговор о подарках? Это даже не обмен, а настоящая торговля. Такой способ дарить и таких «дарителей» осудил поэт, сказав: «Подарки не просят и не обещают. Подарки приносят и отдают» (В. Тушнова).

Беседа о подарках

— Очень некрасиво и неэтично дарить подарки с корыстной надеждой, что тебе в ответ тоже обязаны подарить подарок. А если вы пошли в магазин и в спешке купили что попало, лишь бы считалось за подарок, — будет такой подарок настоящим? (Ответы учащихся.)

— Такой подарок не принесет радости ни дарителю, ни тому, кому его дарят. Но это еще не все. Есть у вас, предположим, великолепный футбольный мяч, почти новый, тугой и крепкий. И есть человек, которого вы очень любите и мечтаете обрадовать в день рождения. Мяча для подарка ему ни капельки не жалко. Подарок это? Не можем пока сказать, ведь надо знать, кому вы собираетесь его преподнести… Надеемся, не бабушке или учительнице русского языка… Для кого такой подарок будет кстати? (Ответы учащихся.)

— Для брата, друга, ровесника это будет чудесный подарок. Так что, оказывается, подарок надо уметь выбрать, учитывая разные обстоятельства. Какие? Когда выбираешь подарок, надо считаться с поводом (день рождения, Новый год или просто сюрприз), учитывать возраст человека, ваши отношения с ним и, конечно же, его интересы и увлечения. Хотелось бы, чтобы в повседневной жизни вы всегда задумывались, принесет ли ваш подарок радость. А теперь я дам вам вредные советы, говорящие, как не надо дарить подарки.

Вредные советы

(Дети говорят, согласны они с этим советом или нет и почему.)

— Будьте внимательны.

1. Вручая подарок, не скрывайте своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если ваше лицо в этот момент будет радостным и счастливым, могут подумать, что вы преподносите сущий пустяк, о котором и жалеть-то не стоит.

2. Расскажите, каких трудов, усилий, затрат стоил вам подарок, перечислите и покажите все его достоинства, обязательно напомните, что у вас самого такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит вашу самоотверженность.

3. Подробно объясните, что делать с подарком и как с ним обращаться. Например, если вы дарите мяч, скажите так: «Ты, смотри,

сильно по мячу не бей, а то сразу лопнет. В грязь не бросай. И на площадку не носи — отберут». Или, если вы дарите конфеты, скажите так: «Тут в коробке двадцать четыре конфеты, я считала. По одной сейчас съедим. Ваське не давай, он вчера мне жвачки пожалел. Остальные завтра в школу возьмем».

4. Всем знакомым, друзьям и гостям обязательно покажите подарок и объявите: «Это я Вовке подарил». Вдруг кто-нибудь подумает, что вы пришли с пустыми руками, возникнет неудобная ситуация. Проследите за судьбой подарка. Время от времени напоминайте другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?» Будьте дипломатом, интересуйтесь как бы невзначай: «А где, кстати, чехлы, которые я тебе в позапрошлом году подарил?»

5. В тех печальных случаях, когда обладатель вашего подарка оказался недостойным человеком и, по вашему мнению, плохо обращается с вашим подарком или с вами лично, будьте решительны и тверды: требуйте подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и вашу щедрость.

— Все эти советы, конечно, являются шутками, а если говорить серьезно, то мы не знаем, кто и когда сделал первый подарок, как это произошло. Но за три вещи можно ручаться: кто-то отдал другому что-то ценное, увидел на его лице благодарность и сделал величайшее открытие — понял, что давать, может быть, даже радостнее, чем брать. Это в подарке главное. Попробуйте дарить, помня об этом. Однако дарителю следует еще помнить о традициях и обычаях других народов. Например, в Китае нельзя дарить часы, так как по китайским традициям это будет означать пожелание смерти и похорон, а подарить нож или острый предмет в Латинской Америке означает, что вы хотите порвать отношения с тем, кому дарите. В Японии нельзя дарить хризантемы — это могут делать лишь члены императорской семьи.

Физкультминутка

Пять домовых

Пять веселых домовых праздничною ночью

(Вытянув руку с раскрытыми пальцами вперед, дети поворачивают кисть вправо и влево.)

Разгулялись чересчур, расшалились очень.

(Энергичные движения руками в стороны — вверх — в стороны — вниз.)

Встав на цыпочки, один закружился в вальсе,

(Дети кружатся вокруг себя.)

А второй споткнулся — и нос себе расквасил.

(Присесть, прикрыть нос рукой.)

Третий прыгал до небес, с неба звезды цапал,

(Прыжки вверх (без продвижения вперед).)

А четвертый топал, как мишка косолапый.

(Шаги на месте.)

Пятый пел до хрипоты песенку за песенкой…

(Руки развести в стороны, имитируя позу певца.)

Этой ночью домовым очень было весело!

(Хлопки в ладоши.)

— Можно ли так вести себя в гостях, как это делали домовые? (Ответы детей.)

— Давайте теперь подведем итог и ответим на вопросы.

«Хитрые» вопросы этикета

(Правильные ответы отмечены знаком*.)

1. Как следует принимать подарки?

а) Поблагодарить, не раскрывая подарка.

б)* Развернуть, порадоваться и поблагодарить.

в) Развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, принесших менее удачные и значительные подарки.

2. Может ли девочка сделать подарок мальчику первой?

а) Может, если для этого есть какой-либо повод.

б)* Не может, за исключением дня рождения мальчика.

в) Не может нив коем случае.

3. Какое количество цветов (четное или нечетное) должно быть в букете, преподнесенном девочке?

а)* Только нечетное.

б) Только четное.

в) Безразлично.

4. Как должна поступить девочка после того, как, придя к ней на день рождения, мальчик подарил ей цветы?

а) Поблагодарить, понюхать цветы и отложить в сторону.

б)* Поблагодарить и тут же поставить цветы в воду.

в) Поблагодарить и положить цветы в холодное место, чтобы они не завяли.

5. Можно ли использовать подарок девочке в целях примирения после состоявшейся с ней ссоры?

а) Можно — это удачный вариант решения проблемы.

б) Нельзя — это неудачный вариант решения проблемы.

в)* Сначала следует извиниться, а уже потом преподносить подарок.

6. Как правильно выбрать подарок с учетом его стоимости?

а) Стоимость подарка определяется материальными возможностями того, кому дарят.

б)* Стоимость подарка определяется материальными возможностями того, кто дарит.

в) Стоимость подарка определяется важностью даты, в связи с которой преподносится подарок.

7. Является ли книга универсальным подарком?

а) Да, книгу можно подарить в любом случае.

б) Книгу можно подарить в большинстве случаев, кроме свадьбы, новоселья, важного семейного юбилея.

в)* Является, если это новое, красиво оформленное издание.

8. Какие подарки не следует дарить в связи с народными приметами?

а) Красные розы и утюги.

б)* Носовые платки и острые, режущие предметы.

в) Постельное белье и сантехнику.

9. Как поступить со сладостями и фруктами, полученными в подарок?

а) Поблагодарить дарящего, не раскрывая.

б) Раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник).

в)* Раскрыть, поблагодарить и угостить присутствующих.

10. Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?

а) Если ярлык свидетельствует о высокой цене подарка или о престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.

б) Необязательно.

в)* Обязательно.

11. Можно ли дарить ребенку деньги?

а) Конечно, особенно если это доллары США.

б) Можно подарить небольшую сумму, чтобы именинник мог купить себе то, что хочется.

в)* Деньги не могут заменить ребенку конкретный подарок, поэтому дарить их нежелательно.

12. Вы хотите пригласить друзей на день рождения. За сколько дней до праздника это надо сделать?

а) Позвонить по телефону накануне.

б) Пригласить заранее за два-три дня.

в)* Пригласить за неделю, обязательно объяснив им повод. (Для уточнения: чем значительнее повод и количество приглашенных гостей, тем длительнее должно быть время от рассылки приглашений до самого торжества.)

13. Вас пригласили к другу на день рождения, можно ли поинтересоваться, кто еще приглашен?

а) Нет. Подобный вопрос может обидеть хозяина.

б) Можно. Ведь узнав, что пригласили неприятного для вас человека, можно будет отказаться от приглашения.

в)* Когда приглашающий считает это необходимым, он сам ставит в известность о составе гостей.

14. Что подарить, если вас пригласили не очень хорошо знакомые люди, чьих вкусов вы не знаете?

а) Все, что мне самому нравится.

б) Что-нибудь подороже.

в)* Лучше подарить официальные подарки: цветы, книги, конфеты в коробке.

15. Можно ли дарить животных?

а) Нет. Это не очень хороший подарок.

б) Можно, если именинник любит животных.

в)* Можно, только предварительно обговорив это с тем, кому вы хотите подарить животное.

Тренинг

— А сейчас давайте поиграем вдень рождения. Пусть кто-нибудь, например Юра, будет именинником, а мы будем его поздравлять и дарить подарки. Подумайте, что вы скажите Юре, вручая подарок. Постарайтесь, чтобы ваши слова не повторялись, ведь поздравления и пожелания могут звучать по-разному. А ты, Юра, должен каждого поблагодарить и сказать несколько добрых слов о каждом подарке. Можно сказать что-нибудь забавное, ведь на дне рождения должно быть весело.

Подведение итогов

Дополните фразу: «Теперь я знаю, что на день рождения…»

Дополнительный материал для учителя

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Участники выбирают роли и обговаривают характеристики своих персонажей. Затем раздаются карточки с названием ролей (Именинник, Помощник именинника, Всезнайка, Недовольный, Крикливый, Забияка). Роли остаются в тайне от всех и вслух не называются.

Выбираются 3-4 человека — эксперты, которые будут оценивать исполнение ролей. Важно, чтобы эксперты по выразительному исполнению отгадали, у кого какая роль.

Как правило, во время игры стоит шум и неразбериха (этого и нужно добиться выразительным исполнением), поэтому по сигналу ведущего (звонок колокольчика) нужно остановиться.

Обсуждение игры проводится с помощью следующих вопросов:

— Получился ли праздник? Почему?

— Кто главный участник на празднике?

— Нужно ли постоянно уделять внимание имениннику?

— Может ли внимание к имениннику привести его к зазнайству?

(Нет, так как день рождения один раз в году у каждого.)

— Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо? (Соблюдать определенные правила.)

— Такие правила поведения называются этикетом. Подумайте, что было бы, если бы правила этикета не выполнялись (в магазине, школе, больнице и т. д.).

Обсуждение ситуации

Ситуация первая

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица — любимый Танин попугай.

— Ничего себе птичка. Симпатичная, — сказала Ира. — У меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в это день общаться с Таней. (Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте?)

Ситуация вторая

Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:

— Вот какие марки! Редкие и красивые! Тебе нравятся?

— Да у меня таких навалом! — захохотал Слава. — Что в них такого особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош — в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе покажу мои?

Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал. (Как вы думаете, почему?)

Презентация книг по этикету

Учитель обращает внимание на различные книги по этикету и представляет одну из них, а затем дети могут представить свои книги.

Контрольные вопросы:

— Знаете ли вы правила этикета?

— Какие правила чаще всего используются вами в повседневной жизни?

— Когда вам особенно трудно выполнять правила этикета и почему?