Классный час для 2 класса. Сценарий
Цели: дать возможность детям изучить особенности собственной памяти; осознать ее сильные и слабые стороны; закрепить знания детей о видах памяти.
Оборудование: слова-таблицы с названиями видов памяти.
Ход классного часа
Блиц-опрос
— На что похожа наша память?
— Что такое память и для чего она нужна?
— Из каких важных частей состоит наша память? (Запоминание, сохранение, воспроизведение.)
— На что похожа наша память?
— Как называется память человека, способного быстро и много запомнить? (Феноменальная.)
— С какими видами памяти вы познакомились? (Слуховая, зрительная, двигательная.)
— Чем отличаются слуховая и зрительная память?
Беседа о видах памяти
— Закройте глаза и вспомните прикосновения пушистого и мягкого ковра или котенка. А теперь вспомните прикосновение холодного снега, когда лепите снежный ком и рукам зябко. Какая память у вас работала? (Этот вид памяти называют осязательной.)
(Слово записывается на доске.)
— А теперь вспомните запах костра, печеной картошки (или запах духов). Какая память работает в данном случае? (Такая память называется обонятельной.)
(Слово записывается на доске.)
— Давайте вспомним вкус соленого огурца, а теперь вкус кислого лимона, а теперь — вкус сладкой конфеты. А сейчас какая память работала? (Такую память называют вкусовой.)
(Слово записывается на доске.)
Закрепление
— Проверим, как вы запомнили виды памяти.
(Желающий ученик выходит к доске, ему завязывают глаза. С закрытыми глазами он ощупывает предложенные предметы (линейку, резинку, ручку, листок и т. д.) и угадывает, что это за предмет.)
— Какая память помогла ему угадать предметы? (Осязательная.)
Желающий ученик (водящий) выходит из класса. В классе 2-3 ученика меняются местами. Водящий заходит в класс и должен сказать, что изменилось. Какая память работала у водящего? (Зрительная.)
Задание-испытание «Как я запоминаю?»
— А теперь давайте выясним, у кого какая память развита лучше. Для этого проведем три испытания.
1. На наборном полотне 10 цифр и букв. За 30 секунд нужно все рассмотреть и запомнить. Убрать наборное полотно, записать, что запомнили. Проверить друг у друга. Сосчитать количество ошибок.
2. Вслух учитель произносит слова (или буквы и цифры вразнобой). Ученики запоминают и записывают. Затем учитель вновь произносит слова, ученики проверяют. Сосчитать количество ошибок.
— Посчитайте, в каком случае у вас было меньше ошибок? Какая память у вас лучше развита, а какая нуждается в тренировке?
Физкультминутка
— А теперь проверим вашу двигательную память.
Игра «Мы охотимся за львом»
Дети.
Мы охотимся за львом.
Не боимся мы его.
Смело мы за львом пойдем
И живым его найдем!
Ведущий.
Ой, что это?
Ой, кто это?
Дети.
Это же лес…
Над ним не пролетишь.
Под ним не проползешь,
Его не обойдешь,
А мы — напрямик.
(Шуршание листьев изображаем ладонями.)
Мы охотимся за львом,
Не боимся мы его.
Смело мы за львом пойдем
И живым его найдем!
Ведущий.
Ой, что это?
Ой, кто это?
Дети.
Это же луг…
Над ним не пролетишь,
Под ним не проползешь,
Его не обойдешь,
А мы — напрямик.
(Хлопаем в ладоши.)
Мы охотимся за львом,
Не боимся мы его.
Смело мы за львом пойдем
И живым его найдем!
Ведущий.
Ой, что это?
Ой, кто это?
Дети.
Это же речка…
Над ней не пролетишь,
По ней не проползешь,
Ее не обойдешь,
А мы — напрямик.
(Хлопки руками по коленям.)
Мы охотимся за львом,
Не боимся мы его.
Смело мы за львом пойдем
И живым его найдем!
Ведущий.
Ой, что это?
Ой, кто это?
Дети.
Это же лев!
А грива-то лохматая,
А пасть-то огромная,
А лев как зарычит,
А мы как побежим.
(Выполняют все движения в обратном порядке.)
Игры
1.«Повтори ритм»
Учитель прохлопывает в ладоши какой-нибудь ритм, ученики повторяют.
— Какую память развивает данная игра? (Слуховую.)
2. Вспомним игру «Снежный ком»
Игра «Снежный ком»
— Теперь давайте проверим память каждого из вас. Для этого мы поиграем в интересную игру под названием «Снежный ком». Начинает любой играющий. Он называет какое-нибудь слово. Следующий повторяет это слово и называет другое (свое) слово. Третий повторяет первые два слова и говорит свое. Так все по очереди говорят слова. Тот, кто забудет последовательность слов, выбывает из игры.
(Подсказка. Чтобы запомнить все слова, можно связать их в единый рассказ или рисовать в своем воображении картину, используя названные слова.
3. «Запомни картинки»
На наборном полотне 6-8 картинок. В течение 20 секунд дети запоминают их. Закрывают глаза. Учитель меняет 1-2 картинки. Ученики отгадывают, что изменилось.
— Какую память развивает эта игра? (Зрительную.)
4. «Узнай предмет»
В непрозрачный мешочек положить предметы. Задача — на ощупь узнать предмет. (Это может быть резинка, канцелярская скрепка, пуговица, линейка, открытка, конфета и т. д.)
— Какую память развивает эта игра? (Осязательную.)
Подведение итогов
— Какие виды памяти запомнили?
— Какая память у вас лучше развита?
— Какая игра вам больше всего понравилась?
— Представьте первоклассника, который только что пришел в школу. Какие бы советы вы ему дали, как лучше запомнить? (Высказывания детей.)
Дополнительный материал для учителя
Игры
«Схема — слово»
Прочитайте детям 10-12 слов — названия известных им предметов. Эти слова не должны быть связаны друг с другом по смыслу. Например: дерево, поезд, шахматы, ковер, рак, синица, рояль, щука, солнце, ложка, пылесос, сок. Попросите игроков нарисовать схемы к каждому слову и постараться запомнить эти слова. Через 2-3 минуты после того, как участники игры закончат свое изобразительное творчество, предложите им написать на листочке все слова, которые они запомнили. Напомните им, что они могут пользоваться своими схемами. Побеждает тот, кто вспомнил максимальное количество слов. В конце игры обсудите с детьми, какие из нарисованных схем оказались более удачными, а какие — менее и как это повлияло на процесс воспроизведения слов.
«Опознание»
Покажите детям 7 фотографий (картинок). Последовательно демонстрируя каждую из них, называйте вымышленное имя человека или кличку животного, изображенного на ней (список всех имен желательно записать на листочке заранее). После того как имя названо, фотография убирается. Задача ребенка — запомнить имена всех персонажей на фотографиях и при повторном предъявлении назвать их. За каждое правильно названное имя начисляется одно очко. Усложнение этой игры возможно за счет увеличения количества фотографий и информации, которую нужно запомнить.
«Цвета по порядку»
Выложите на столе 5-6 полосок (или карандашей), например, синего, зеленого, красного, желтого, оранжевого, голубого цветов. Попросите ребенка внимательно рассмотреть и запомнить последовательность их расположения. Через 10 секунд накройте эти полоски листом бумаги или салфеткой и предложите ученику на своем листочке нарисовать или записать последовательность расположения цветных полосок. (Можно назвать устно.) После того как он справится с этим заданием, дайте ему возможность проверить правильность его выполнения.
Постепенно можно усложнять игру, увеличивая количество предъявляемых цветных полосок.