Классный час «Времена года» 1 класс

Поделиться:

Игровой классный час для 1-2 класса «Времена года»

Цель: уточнить представления детей о временах года; развивать внимание, мышление, зрительную память, воображение, речь, расширять словарный запас.

Оборудование: у учителя — таблица (см. приложение), конверты с «рассыпавшимися» стихотворными строчками для каждой пары детей; у учащихся — ручка, тетрадь в клетку, цветные карандаши.

Учитель. Ребята, послушайте стихотворение- загадку и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Золотистые страницы

Некогда солнышку

В небе лениться:

Есть у него

Золотистые спицы,

Пряжа цветная —

На дне сундука:

Ровно четыре

Волшебных клубка.

Трудится солнышко

Без остановки,

Каждому времени

Вяжет обновки.

Белым клубком

Начинается год,

Следом зеленая

Пряжа идет,

Красная пряжа —

Для красного лета,

Пряжа для осени —

Желтого цвета.

Годы проходят,

А солнышко вяжет,

Вяжет и слова плохого

Не скажет.

Что тут поделаешь,

Коль у природы

Без остановки

Меняются моды!

В. Орлов

Ответ. О временах года.

Что означают четыре клубка солнышка? (Четыре времени года.) Каким клубком вяжет солнышко обновки для зимы? Весны? Лета? Осени? Нарисуйте эти клубки, идущие друг за другом по кругу, начиная с белого. Разукрасьте их. Подпишите каждый клубок соответствующим ему названием времени года.

Самостоятельная работа. Обмен впечатлениями.

Используя выполненный вами рисунок, ответьте на вопросы. Правда ли, что…

• Зима приходит вслед за осенью? (Да)

• Весна соседствует с зимой и летом? (Да)

• Сначала наступает зима, а затем осень? (Нет)

• За весной следует лето? (Да)

• Лето никогда не встречается с зимой? (Да)

• После осени наступит лето? (Нет)

• Осень уступает дорогу зиме? (Да)

• На смену зиме спешит лето? (Нет)

В разное время года в природе устанавливается разная погода. А какая вообще бывает погода? Скажите, используя только слова, отвечающие на вопрос «какая?». (Ответы детей. Например, сырая, влажная, пасмурная, облачная, солнечная, морозная, дождливая, чудесная, жаркая, тихая, отвратительная, тоскливая, мерзопакостная.)

А теперь посмотрите на доску. К словам левого столбика подберите слова с противоположным значением (антонимы) из правого столбика, соедините их стрелками.

СЛЯКОТНАЯ             ЯСНАЯ

ХОЛОДНАЯ               ОБМАНЧИВАЯ

ХМУРАЯ                     ТЕПЛАЯ

ЧУДЕСНАЯ                ТИХАЯ

ВЕТРЕНАЯ                 СУХАЯ

УСТОЙЧИВАЯ           ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ

Ответ. Слякотная — сухая, холодная — теплая, хмурая — ясная, чудесная — отвратительная, ветреная — тихая, устойчивая — обманчивая.

Узнайте время года по описанию.

— Скрипит под ногами снег. В бодрящем морозном воздухе кружится сетка из мягких пушистых снежинок. Выглянуло солнце. Под его лучами все заиграло, заискрилось. Вот с вершины старой ели свалилась снеговая шапка. (Зима)

— Осыпались с деревьев листья и мягким толстым слоем укрыли землю. Сквозь голые ветки видны далекие облака. Кружат над болотом журавли. Все чаще идут дожди со снегом, завывает пронизывающий ветер. (Осень)

— Голубеет небо. Солнце слепит глаза. На буграх появились первые проталины. В воздухе запахло талым снегом. Побежали ручейки. На реке стал ломаться лед. Во дворе появились лужи. Днем на солнце звенит частая капель. (Весна)

— Еще утро, но солнце уже палит вовсю. Небо чистое, без единого облачка. Густые кроны деревьев — единственное спасение от жары. Громко, весело распевают птицы. От земляничной поляны исходит невероятный аромат. (Лето)

Отгадайте загадки.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

 

Растут у нас в лесочке

Лиловые звоночки. (Колокольчики)

 

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

 

Закружился рыжий листопад,

Обнажились деревьев вершины,

А в саду, краской радуя взгляд,

Все цветут и цветут … (георгины).

 

Снег сошел с бугра,

И вот, поселившись тесно,

В желтых шапочках народ

Сразу занял место. (Мать-и-мачеха)

 

На пороге осени вихрастой

Расцветет звезда — земная … (астра).

Учитель по ходу записывает отгадки на доске.

Учитель. Ребята, прочтите отгадки несколько раз и постарайтесь запомнить их в том же порядке, в каком они записаны.

На запоминание отводится 30 секунд. Затем запись закрывается. Дети пишут слова в тетрадь по памяти. Проверка.

Распределите данные названия цветов на группы в зависимости от времени их зацветания.

Ответ. 1. Ландыш, мать-и-мачеха — зацветают весной. 2. Колокольчики, ромашки — зацветают летом. 3. Георгины, астры — зацветают осенью.

Нарисуйте один из названных цветков, но придайте ему необычную окраску, которая, как правило, в природе не встречается. Например: голубая ромашка, розовая мать-и-мачеха, сиреневый ландыш. (Дети рисуют.) Кому и по какому случаю вы хотели бы подарить этот цветок? Почему именно этому человеку? (Отклик детей.)

Поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?» Я буду произносить фразы, а вы — хором называть соответствующее время года. Итак, когда это бывает?

— Поспевает рожь?

— Начинается сокодвижение?

— Деревья погружаются в сон?

— Улетают птицы на юг?

— Зацветает верба?

— Начинается сенокос?

— У рыбаков открывается сезон подледного лова?

— Грибная пора в разгаре?

— Просыпается медведь после спячки?

— Начинается листопад?

— Появляются первые нарциссы?

— Наступает время квашения капусты?

— На реках ломается лед?

— Появляется в огородах клубника?

Каждое время года имеет свои символы, то есть опознавательные знаки. Так, например, мать-и-мачеха — это символ весны, а новогодняя елка с игрушками — символ зимы.

Посмотрите на таблицу (см. приложение). На ней изображены четыре группы символов. В одну из групп закралась ошибка. Определите, к какому времени года относится каждая группа, а также исправьте допущенную ошибку. Попробуйте придумать к каждой группе еще несколько символов. (Коллективная устная работа.)

Задание «Собери стихотворение»

Учащиеся получают конверты с «рассыпавшимся» стихотворением.

Надо собрать стихотворение, прочитать его. По приметам, указанным в нем, назвать время года, о котором идет речь в тексте.

Работа в парах. Проверка.

Материал для задания.

• Вьюга злится за окном,

Инеем мороза.

Белая береза

Вся окутана кругом

Ответ.

Вьюга злится за окном,

Белая береза

Вся окутана кругом

Инеем мороза.

С. Дрожжин

• Топит с нашей горки лед.

И ручьями слезы льет.

Тает баба снеговая

Солнце, землю нагревая,

Ответ.

Солнце, землю нагревая,

Топит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Г. Ладонщиков

• Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень;

И от лип кудрявых тень.

От черемухи душистой

Ответ.

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень;

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень.

А. Плещеев

• Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Ответ.

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Е. Трутнева

• Воздух будто недвижим,

И смолой вишневой.

Пахнет сеном молодым

Золотой, медовый.

Ответ.

Воздух будто недвижим,

Золотой, медовый.

Пахнет сеном молодым

И смолой вишневой.

А. Твардовский

Учитель. Расскажите, какое время года вам нравится больше остальных. Почему?

Отклик детей.

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал…».

Приложение

Классный час «Времена года» 1 класс

Классный час «Времена года» 1 класс