Разработка классного часа для младших школьников 3-4 класса
Тема: «Ученье и труд все перетрут» (устный журнал)
Цели и задачи классного часа
— Воспитывать любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям;
— развивать у учащихся духовно-нравственные качества и гражданскую позицию.
Оборудование
На классной доске оформлены «страницы» устного журнала, а также написаны пословицы:
«Красна речь пословицей»;
«Без пословицы не проживешь»;
«Пословица — всем углам помощница»;
«Пословица недаром молвится»;
«Старая пословица век не сломится».
Ход классного часа
Классный руководитель (ведущий): Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица — это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, которая от этого становится яркой, образной.
Информация для размышления
Классный руководитель (он же ведущий) представляет названия страниц устного журнала или обращает внимание на надписи на классной доске с названиями страниц. Затем создает игровые ситуации.
Первая страница устного журнала: «Чтение — лучшее учение»
Учитель (ведущий) читает стихотворение:
Я знаю клад. Там сундуков
С богатствами не счесть!
Из стран из всех, из всех веков
Все лучшее в них есть.
Клад на виду, да только взять
Непросто все — гляди:
Везде ряды замков висят
Снаружи и внутри.
И связками ключей звеня,
Тут не помочь мечте.
Один лишь ключ, что у меня,
Замки откроет те.
Бери мой ключ! С ним можешь ты
Своим весь клад считать,
Ведь сундуки те — книг ряды,
Мой ключ — уметь читать.
Е. Федорин
Учитель предлагает ученикам произнести по одной пословице:
«Книга — зеркало души».
«Книга для ума — что теплый дождик для всходов». «Книга поможет в труде, выручит в беде». «Кто много читает, тот много знает». «Прочел новую книгу — встретился с другом». «Грамоте учиться вперед пригодится».
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
«Хорошая книга — лучший друг».
Ведущий: Книги рассказывают нам о многом: о Родине, ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.
Книга является надежным помощником в работе.
Книги помогают нам лучше понять окружающий мир. Поэтому их надо читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книге.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Входит ученик в костюме Незнайки. В руках у него письмо.
Ученик: Помогите ответить на вопросы. Что означает слово «библиотека»? Что такое читательский формуляр? На чем была написана первая книга? (Ответы учеников.)
Учитель предлагает игру «Ромашка».
На больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких — их авторы. Нужно правильно совместить лепестки.
Волшебник Изумрудного города А. Гайдар
Дети подземелья А. Голубева
Р. В. С. В. Короленко
Мальчик из Уржума Д. Мамин-Сибиряк
Заячьи лапы К. Паустовский
Сын полка В. Катаев
Серая Шейка А. Волков
Вторая страница: «Дерево сильно корнями, а человек — трудом»
Учащиеся читают пословицы:
«Без труда мечта мертва».
«Упустишь минуту — потеряешь час».
«Без труда ничего не дается».
«Землю красит солнце, а человека — труд».
«Человек живет век, а доброе дело — два».
«Птица крепнет в полете, а человек — в труде».
«Деревья смотри в плодах, а человека — в делах».
Ученики читают стихи.
1-й ученик:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба —
2-й ученик:
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
Ведущий: А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд — это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь и себя обслужить, и помочь маме, брату, сестре. А сейчас вам предлагаются загадки о профессиях.
Учитель зачитывает загадки, а учащиеся отгадывают.
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)
Он опускается в забой,
Его работа под землей. (Забойщик)
Мастер, мастер, помоги —
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди —
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
Заболела эта книжка,
Изорвал ее мальчишка.
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею. (Переплетчик)
Третья страница: «Птица сильна крыльями, а человек — дружбой»
Дети читают пословицы:
«Человек без друзей — что дерево без корней».
«Друга ищи, а найдешь — береги».
«Друзья познаются в беде».
«Старый друг лучше новых двух».
«Не тот друг, кто медком мажет,
А тот, кто правду в глаза скажет».
Ведущий: Будь другом сам — и тебе помогут в беде.
Исполняется песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» или прослушивается грамзапись.
Четвертая страница: «Счастье не ищут, а делают»
Дети читают пословицы:
«Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается».
«Счастье без ума — дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь».
«У кого счастье поведется, у того и петух несется».
Учитель: Некоторые люди говорят, что счастье — это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.
Прочитать отрывок из рассказа Н. Богданова «След человека» и обсудить его с классом.
Пятая страница: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»
Учитель зачитывает пословицы:
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
«Родина — мать, умей за нее постоять».
«Своя земля и в горсти мила».
«Только тому почет будет,
кто Родину не словом, а делом любит».
«На чужой сторонушке рад своей воронушке».
«Жить — Родине служить».
Два ученика читают или декламируют наизусть.
1-й ученик:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
2-й ученик:
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Дети (хором):
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель (ведущий) предлагает викторину пословиц.
Кто много читает, … (тот много знает).
Книгу читать — … (как на крыльях летать).
Поздно встанешь — … (мало сделаешь).
Мир освещается солнцем, … (а человек знанием).
Что одному не под силу, … (легко коллективу).
Не красна изба углами — … (красна пирогами).
Учитель предлагает учащимся поиграть в игру «По двум словам отгадать всю пословицу».
Коса — камень (Нашла коса на камень).
Лес — дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров).
Шило — мешок (Шила в мешке не утаишь).
Язык — дело (Не спеши языком, торопись делом).
Дело — мастер (Дело мастера боится).
Труд — лень (Труд человека кормит, а лень — портит).
Ведущий предлагает учащимся игру «Семь и один». Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа «семь» и «один».
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь бед — один ответ.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Шестая (игровая) страница: «Знаете ли вы пословицы?»
Участники игры должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов. Выигрывает тот, кто в течение 5-10 минут напишет или назовет большее число пословиц.
Время — потехе (Делу время, потехе час).
Труда — пруда (Без труда не вынешь рыбку из пруда).
Счастье — руками (Счастье не в воздухе вьется, руками достается).
Дело — мастера (Недаром говорится, что дело мастера боится).
Пышки — шишки (Работнику — медовые пышки, лодырю — еловые шишки).
Каравай — затевай (На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай).
Друга — береги (Нет друга — ищи, а нашел — береги).
Калачи — на печи (Хочешь есть калачи — не сиди на печи).
Ученого — неученых (За ученого двух неученых дают, да и то не берут).
Садовник — крыжовник (Хорош садовник — хорош крыжовник).
Гоп — перепрыгнешь (Не говори гоп, пока не перепрыгнешь).
Броду — воду (Не зная броду, не суйся в воду).
Знать — учиться (Не стыдно не знать, стыдно не учиться).
Дело — смело (Кончил дело, гуляй смело).
Журавль — синица (Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки).
Шило — мешок (Шила в мешке не утаишь). Серебро — золото (Слово — серебро, молчание — золото). Камень — течет (Под лежачий камень вода не течет). Рубль — друзей (Не имей сто рублей, а имей сто друзей). Овца — портит (Паршивая овца все стадо портит).
Кататься — возить (Любишь кататься — люби и саночки возить).
Гора — человек (Гора с горой не сходится, а человек с человеком всегда сойдется).
Пироги — кулаки (Для друга — пироги, для врага — кулаки).
Болтает — мешает (Кто много болтает, тот делу мешает).
Подведение итогов классного часа
Классный руководитель благодарит участников устного журнала за активное участие, возможно поощрение активных участников. В итоговой беседе с учащимися подводит к мысли, что пословицы являются постоянными спутниками жизни человека, что пословица — это крылатое выражение о чем- или о ком-либо. В конце беседы делается вывод о роли книги в жизни человека, о необходимости честного труда и беззаветной любви к Родине.