Классный час «Ученье и труд все перетрут», 3 – 4 класс

Поделиться:

Разработка классного часа для младших школьников 3-4 класса

Тема: «Ученье и труд все перетрут» (устный журнал)

Цели и задачи классного часа

— Воспитывать любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям;

— развивать у учащихся духовно-нравственные качества и гражданскую позицию.

Оборудование

На классной доске оформлены «страницы» устного журнала, а также написаны пословицы:

«Красна речь пословицей»;

«Без пословицы не проживешь»;

«Пословица — всем углам помощница»;

«Пословица недаром молвится»;

«Старая пословица век не сломится».

Ход классного часа

Классный руководитель (ведущий): Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица — это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, которая от этого становится яркой, образной.

Информация для размышления

Классный руководитель (он же ведущий) представляет названия страниц устного журнала или обращает внимание на надписи на классной доске с названиями страниц. Затем создает игровые ситуации.

Первая страница устного журнала: «Чтение — лучшее учение»

Учитель (ведущий) читает стихотворение:

Я знаю клад. Там сундуков

С богатствами не счесть!

Из стран из всех, из всех веков

Все лучшее в них есть.

Клад на виду, да только взять

Непросто все — гляди:

Везде ряды замков висят

Снаружи и внутри.

И связками ключей звеня,

Тут не помочь мечте.

Один лишь ключ, что у меня,

Замки откроет те.

Бери мой ключ! С ним можешь ты

Своим весь клад считать,

Ведь сундуки те — книг ряды,

Мой ключ — уметь читать.

Е. Федорин

Учитель предлагает ученикам произнести по одной пословице:

«Книга — зеркало души».

«Книга для ума — что теплый дождик для всходов». «Книга поможет в труде, выручит в беде». «Кто много читает, тот много знает». «Прочел новую книгу — встретился с другом». «Грамоте учиться вперед пригодится».

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

«Хорошая книга — лучший друг».

Ведущий: Книги рассказывают нам о многом: о Родине, ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

Книга является надежным помощником в работе.

Книги помогают нам лучше понять окружающий мир. Поэтому их надо читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Входит ученик в костюме Незнайки. В руках у него письмо.

Ученик: Помогите ответить на вопросы. Что означает слово «библиотека»? Что такое читательский формуляр? На чем была написана первая книга? (Ответы учеников.)

Учитель предлагает игру «Ромашка».

На больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких — их авторы. Нужно правильно совместить лепестки.

Волшебник Изумрудного города      А. Гайдар

Дети подземелья                               А. Голубева

Р. В. С.                                                В. Короленко

Мальчик из Уржума                           Д. Мамин-Сибиряк

Заячьи лапы                                       К. Паустовский

Сын полка                                           В. Катаев

Серая Шейка                                      А. Волков

Вторая страница: «Дерево сильно корнями, а человек — трудом»

Учащиеся читают пословицы:

«Без труда мечта мертва».

«Упустишь минуту — потеряешь час».

«Без труда ничего не дается».

«Землю красит солнце, а человека — труд».

«Человек живет век, а доброе дело — два».

«Птица крепнет в полете, а человек — в труде».

«Деревья смотри в плодах, а человека — в делах».

Ученики читают стихи.

1-й ученик:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба —

2-й ученик:

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Ведущий: А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд — это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь и себя обслужить, и помочь маме, брату, сестре. А сейчас вам предлагаются загадки о профессиях.

Учитель зачитывает загадки, а учащиеся отгадывают.

Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его нелегок и непрост,

Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)

 

Он опускается в забой,

Его работа под землей. (Забойщик)

 

Мастер, мастер, помоги —

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди —

Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)

 

Заболела эта книжка,

Изорвал ее мальчишка.

Я больную пожалею,

Я возьму ее и склею. (Переплетчик)

Третья страница: «Птица сильна крыльями, а человек — дружбой»

Дети читают пословицы:

«Человек без друзей — что дерево без корней».

«Друга ищи, а найдешь — береги».

«Друзья познаются в беде».

«Старый друг лучше новых двух».

«Не тот друг, кто медком мажет,

А тот, кто правду в глаза скажет».

Ведущий: Будь другом сам — и тебе помогут в беде.

Исполняется песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» или прослушивается грамзапись.

Четвертая страница: «Счастье не ищут, а делают»

Дети читают пословицы:

«Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается».

«Счастье без ума — дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь».

«У кого счастье поведется, у того и петух несется».

Учитель: Некоторые люди говорят, что счастье — это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

Прочитать отрывок из рассказа Н. Богданова «След человека» и обсудить его с классом.

Пятая страница: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

Учитель зачитывает пословицы:

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

«Родина — мать, умей за нее постоять».

«Своя земля и в горсти мила».

«Только тому почет будет,

кто Родину не словом, а делом любит».

«На чужой сторонушке рад своей воронушке».

«Жить — Родине служить».

Два ученика читают или декламируют наизусть.

1-й ученик:

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

2-й ученик:

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной, московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой, соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Дети (хором):

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель (ведущий) предлагает викторину пословиц.

Кто много читает, … (тот много знает).

Книгу читать — … (как на крыльях летать).

Поздно встанешь — … (мало сделаешь).

Мир освещается солнцем, … (а человек знанием).

Что одному не под силу, … (легко коллективу).

Не красна изба углами — … (красна пирогами).

Учитель предлагает учащимся поиграть в игру «По двум словам отгадать всю пословицу».

Коса — камень (Нашла коса на камень).

Лес — дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров).

Шило — мешок (Шила в мешке не утаишь).

Язык — дело (Не спеши языком, торопись делом).

Дело — мастер (Дело мастера боится).

Труд — лень (Труд человека кормит, а лень — портит).

Ведущий предлагает учащимся игру «Семь и один». Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа «семь» и «один».

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед — один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Шестая (игровая) страница: «Знаете ли вы пословицы?»

Участники игры должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов. Выигрывает тот, кто в течение 5-10 минут напишет или назовет большее число пословиц.

Время — потехе (Делу время, потехе час).

Труда — пруда (Без труда не вынешь рыбку из пруда).

Счастье — руками (Счастье не в воздухе вьется, руками достается).

Дело — мастера (Недаром говорится, что дело мастера боится).

Пышки — шишки (Работнику — медовые пышки, лодырю — еловые шишки).

Каравай — затевай (На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай).

Друга — береги (Нет друга — ищи, а нашел — береги).

Калачи — на печи (Хочешь есть калачи — не сиди на печи).

Ученого — неученых (За ученого двух неученых дают, да и то не берут).

Садовник — крыжовник (Хорош садовник — хорош крыжовник).

Гоп — перепрыгнешь (Не говори гоп, пока не перепрыгнешь).

Броду — воду (Не зная броду, не суйся в воду).

Знать — учиться (Не стыдно не знать, стыдно не учиться).

Дело — смело (Кончил дело, гуляй смело).

Журавль — синица (Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки).

Шило — мешок (Шила в мешке не утаишь). Серебро — золото (Слово — серебро, молчание — золото). Камень — течет (Под лежачий камень вода не течет). Рубль — друзей (Не имей сто рублей, а имей сто друзей). Овца — портит (Паршивая овца все стадо портит).

Кататься — возить (Любишь кататься — люби и саночки возить).

Гора — человек (Гора с горой не сходится, а человек с человеком всегда сойдется).

Пироги — кулаки (Для друга — пироги, для врага — кулаки).

Болтает — мешает (Кто много болтает, тот делу мешает).

Подведение итогов классного часа

Классный руководитель благодарит участников устного журнала за активное участие, возможно поощрение активных участников. В итоговой беседе с учащимися подводит к мысли, что пословицы являются постоянными спутниками жизни человека, что пословица — это крылатое выражение о чем- или о ком-либо. В конце беседы делается вывод о роли книги в жизни человека, о необходимости честного труда и беззаветной любви к Родине.