Разработка классного часа для младших классов на формирование здорового образа «Здоровье — богатство на все времена»
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил — важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок — источник многочисленных невзгод.
В. А. Сухомлинский
Цели: рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека; рассказать о причинах ухудшения зрения у школьников и как этого можно избежать.
Подготовительная работа:
1. Разработка Памятки для учащихся по формированию привычки к здоровому образу жизни.
2. Подготовка физкультминутки «Держи осанку».
3. Подготовка комплекса упражнений для глаз*.
4. Подготовка кроссворда «Здоровье».
Оформление:
1. Четверостишья для кроссворда вывешены на доску (см. Приложение 1).
2. Кроссворд «Здоровье» нарисован на задней стороне доски.
3. Памятка для учащихся по формированию привычки к здоровому образу жизни лежат у каждого на парте (см. Приложение 2).
4. Памятка для учащихся по сохранению зрения — у каждого на парте (см. Приложение 3).
5. Музыкальное оформление: песня «Если хочешь быть здоров».
6. Макет здорового зуба.
Ход классного часа
Звучит музыка.
1. Вступительное слово учителя.
— В век технического прогресса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что важнее всего? Конечно же, здоровье! Это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете полностью реализоваться в современном мире… И именно о здоровье, о том, как его сохранить, мы и поговорим сегодня.
Здоровье — богатство на все времена. А закладывается оно в детстве. Ваше здоровье, как клад, который находится глубоко в земле. И чтобы найти клад, нужно приложить большие усилия.
Чтобы быть здоровым человеком, необходимо, прежде всего, отказаться от вредных привычек. Мы с вами сейчас поиграем.
2. Игра-кричалка «Полезно — вредно».
(Дети могут отвечать хором словами «полезно», «вредно» на предложенный учителем вариант.)
— Читать лежа … (вредно).
— Смотреть на яркий свет … (вредно).
— Промывать глаза по утрам … (полезно).
— Смотреть близко телевизор … (вредно).
(Расстояние от телевизора до глаз должно быть не менее 3 метров, продолжительность просмотра — не более 1,5 часа в день.)
— Оберегать глаза от ударов … (полезно).
— Употреблять в пищу морковь, петрушку … (полезно).
— Тереть глаза грязными руками … (вредно).
— Заниматься физкультурой … (полезно).
3. Слово учителя.
— Молодцы, ребята. А как вы думаете, беспокоились ли наши предки о своем здоровье?.. Конечно же, беспокоились. И это отражается в народных пословицах и поговорках. А теперь, ребята, попробуйте объяснить следующие пословицы:
• Здоровье дороже денег.
• Когда пьешь воду, помни об источнике.
• Здоров будешь — всего добудешь.
• Крепок телом — богат душой.
• Зимой волка бойся, летом — мухи.
• Болен — лечись, а здоров — берегись.
• Сон — лучшее лекарство.
• Живи разумом, так и лекаря не надо.
• В здоровом теле — здоровый дух.
Ребята, мы с вами уже много поговорили о здоровье. А кто мешает нам быть здоровыми?.. Конечно, микробы. А теперь ответьте на вопросы:
1. Как попадают микробы в наш организм? (Микробы попадают в организм при чихании, кашле больного, если мы находился рядом. Через рот — с грязными, немытыми продуктами, через грязные, немытые руки, через раны или царапины, с чужими вещами.)
2. Существуют ли полезные микробы? (Да, существуют. Это кисломолочные бактерии, которые улучшают пищеварение, а следовательно, помогают укрепить здоровье. Они содержатся в Кисломолочных продуктах — кефире, ряженке и т. п., а также в квашеной капусте, соленых помидорах, огурцах.)
3. Представьте, что вы попали на необитаемый остров, а золотая рыбка исполнит только 3 ваших желания. Что бы вы пожелали? (Ответы детей.)
4. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? (Это прежде всего, занятия физкультурой, спортом, игры на воздухе; как можно меньше проводить времени перед телевизором, компьютером. Здоровое питание — фрукты, овощи, натуральные продукты, где нет красителей, консервантов. Меньше лимонада, кока- колы, больше натуральных соков. Очень полезны молочные продукты, творог, каши.)
5. Для того чтобы мы могли считать себя здоровым человеком, нужно не забывать и о зубах.
• Чистоговорки о зубах.
1-й ученик.
Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку –
Вот вам, дети, наш совет.
2-й ученик.
Все хорошие ребята
Чистят зубы аккуратно.
Чистить зубы им не лень,
Чистят их два раза в день.
3-й ученик.
Чистят зубки дважды в сутки,
Чистят долго — три минутки,
Щеткой чистой, не мохнатой,
Пастой вкусной, ароматной.
4-й ученик.
Репка, яблоки, морковка-
Детским зубкам тренировка.
Чтобы зубы не болели,
Знают дети, знают звери:
Каждый должен дважды в год
Показать врачу свой рот.
Физкультминутка: «Держи осанку»
Сидя или стоя, опустите руки. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем заверните руки ладонями вверх. Локти максимально отведите, спину выпрямите, грудную клетку разверните, плечи отведите назад. Спокойно дышите 20-30 секунд. Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
4. Знакомство с Памяткой 1 (по формированию привычки к здоровому образу жизни).
5. Знакомство с Памяткой 2.
— С каждым годом растет количество людей, потерявших зрение. К ним относятся как взрослые, так и дети. Человек должен бережно относиться к бесценному дару природы — зрению и беречь его. На наше зрение влияют множество неблагоприятных факторов. Эти правила помогут вам. Повесьте их на самом видном месте и не забывайте, что простые правила продлевают активную деятельность ваших глаз (раздается Памятка 2). А сейчас мы с вами проведем небольшую гимнастику для глаз.
Физкультминутка
Комплекс упражнений для глаз.
• Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и откинувшись на спинку стула; кисти рук на бедрах. Продолжительность 10-15 секунд.
• Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа. Продолжительность — 20-30 секунд. Затем посидеть с закрытыми глазами.
• Руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами к груди, не разъединяя ладоней. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
• Руки согнуть в локтях, ладони — вверх и вперед. Выполнять поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного пальца (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3 раза. Затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
• Наклонить голову к груди и затем слегка отклонить назад. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
• Смотреть вдаль перед собой в течение 2-3 секунд. Затем перевести взгляд на кончик носа и задержать на 35 секунд. Повторить 6-8 раз.
6. Отгадывание кроссворда.
— Сегодня мы с вами еще раз вспомнили о нашем здоровье, о том, какие неблагоприятные факторы влияют на него и узнали, как снизить до минимума это влияние. А для закрепления сегодняшнего урока здоровья я вам предлагаю разгадать кроссворд «Здоровье».
1. Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна … (Зарядка.)
2. Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ.)
3. Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет … (Спорт.)
4. Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками,
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. (Рюкзак.)
5. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло пробито,
На ночь вставлено. (Прорубь.)
6. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ
Это мой … (Велосипед.)
7. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих —
Что за кони у меня? (Коньки.)
8. Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно,… (Тренировка.)
— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Здоровье.)
7. Подведение итогов.
— Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Спасибо за урок.
Приложения
Приложение 1
Кроссворд «Здоровье»
Приложение 2
Памятка для учащихся № 1
Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.
• Вставай всегда в одно и то же время!
• Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!
• Утром и вечером тщательно чисти зубы!
• Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимаясь спортом!
• Совершай длительные прогулки!
• Одевайся по погоде!
• Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!
• Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!
• Занимайся спортом, учись преодолевать трудности!
Приложение 3
Памятка для учащихся № 2
Ребята!
С каждым годом растет количество людей, потерявших зрение. К ним относятся как взрослые, так и дети. Человек должен бережно относиться к бесценному дару природы — зрению — и беречь его. Эти правила помогут вам. Повесьте их на самом видном месте и не забывайте, что простые правила продлевают активную деятельность ваших глаз!
• Читайте и пишите при хорошем освещении!
• При ярком солнечном свете надевайте солнечные очки!
• Не проводите много времени у компьютера и телевизора!
• Берегите свои глаза от ударов и уколов, различных травм!
• При выполнении заданий, связанных с напряжением зрения, делайте гимнастику для глаз!
• Своевременно обращайтесь к врачу!
• Не стесняйтесь носить очки, если в этом есть необходимость!
Автор: Т. Н. Суровикина