Автор: Козырева Маргарита Витальевна, социальный педагог казенного учреждения Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Большереченского района», Омская область, р.п. Большеречье
Описание материала: Предлагаю конспект игры-путешествия по развитию математических представлений у детей 7-8 – летнего возраста «Путешествие в страну Математика». Данный материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам специализированных детских учреждений, воспитателям детских садов. Это конспект мероприятия, направленного на развитие у детей математических представлений, логического мышления, смекалки. Занятие содержит математические игры, упражнения, которые направлены на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику. Дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Ход занятия построен на смене видов деятельности, использовании сюрпризных моментов.
Конспект игры-путешествия «Путешествие в страну Математика»
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель: Развитие логического мышления, математических представлений.
Задачи:
Образовательные: формировать первоначальные навыки математического мышления.
Развивающие: развивать логические структуры мышления и математических представлений, познавательную активность, коммуникативные навыки; повышение интереса к математике;
Речевые: развивать связную речь (развивать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами, давать обоснование своим ответам).
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность.
Демонстрационный материал: надпись на доске «Страна Математика», карта с изображением маршрута: лесная тропка, болото, река, изображение дома с табличкой, карточки с изображением кочерги, стула, замка, гуся, изображение кочек с заданиями, изображение старика с неводом и рыбками (на них написаны ребусы), изображение лодки с письмом, на доске нарисованный из геометрических фигур кот.
Раздаточный материал: на каждую парту по 7 счетных палочек, различные геометрические фигуры, флажок, карточки с номерами парт, мелкие призы.
Действующие лица: ведущий, цифра 5, дети.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
Ход мероприятия:
1. Сообщение темы и цели занятия.
На доске большая надпись: страна Математика.
— Ребята, сегодня к нам в гости пришла цифра пять (появляется педагог, на груди которого прикреплена большая цифра 5).
Цифра 5: Я предлагаю вам совершить путешествие в загадочную страну Математика. На пути в эту страну встречается много приключений, а главное, знать математику надо. У меня и карта есть (показывает). Согласны? А кто больше всех помогать будет, получит за урок пятерку.
Ведущий: Ну, что ж, отправляемся! Перво-наперво, надо идти по лесной тропиночке (рассматривает карту с маршрутом). Да, далековато! Все дети вместе с ведущим и цифрой проходят по классу.
Цифра 5: Ребята, посмотрите, дорога привела нас к сказочному домику. Здесь и отдохнем (на доске появляется изображение дома, на двери которого висит табличка).
Ведущий берет табличку и читает ее вслух: «Вы сможете войти в дом, если ответите: какие предметы похожи на цифры». На доске картинки: кочерга, стул, замок, цифра 5.
Задание:
— У печки стоит кочерга.
Что это за цифра? (7);
— Поставили у стола перевернутый стул (4);
— Вставляем ключ в дверной замочек (6);
— Цифра, похожа на гусенка
С длинной шеей, шеей тонкой (2).
Цифра 5: Молодцы! Отдохнули? Пойдем дальше! По карте у нас болото, нам его надо пройти засветло. Стоп! А кочки-то не простые, на каждой по загадке:
1 кочка: Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на 3 меньше станет (9).
2 кочка: Не похож он на пятак,
Не похож на рублик,
Круглый он – да не дурак,
С дыркой, но не бублик (0).
3 кочка: Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружков.
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружков (8).
Есть, друзья, такая птица,
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною – вся семья (5).
Лапок у кошки столько,
Ножек у стула столько.
О какой цифре я говорю,
Кто отгадал загадку мою? (4).
В школе есть такая птица:
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой (2).
Ведущий: Ой, а кто это на берегу моря? (на доске изображение старика с неводом)
Цифра 5: Это старик рыбу неводом ловит. Да видно тяжело ему! Надо помочь!
Ведущий: Да, старшим надо помогать! Ребята, давайте вы по-очереди будете вытаскивать рыбу (дети по одной рыбке снимают с доски). А рыбки-то непростые, на них задания написаны.
Ребусы:
По2л (подвал).
Ви3на (витрина).
С3жи (стрижи).
7я (семья).
Ведущий: Сейчас по карте нам надо через речку переправиться.
Цифра 5: Вот и лодка (появляется на доске). Что это? (достает записку). Читает: «Чтобы переправиться через реку вам надо выполнить задания».
Ведущий: На партах у вас лежат палочки (7 штук). Постройте квадрат. Сколько палочек вам понадобилось? (4). А теперь, составьте из 7 палочек 2 квадрата.
Ведущий: С этим заданием мы справились, а вот еще одно:
— Какие геометрические фигуры есть на картинке? (на доске нарисован кот из геометрических фигур). Сложите на партах такого же кота.
Ведущий: Вот, ребята, мы и добрались до страны Математика. За то, что мы прошли все испытания, цифра 5 поиграет с нами в математические игры.
Цифра 5: Я предлагаю вам игру «Угадай на какой парте лежит флажок».
Условие игры: один человек – водящий должен выйти за дверь, а все остальные в это время на какой-нибудь парте прячут флажок. На каждой парте табличка с номером. Заходит водящий и ведущий ему говорит: «Если от номера парты, где лежит флажок вычесть 2, то получится 9. Из какого числа надо вычесть 2, чтобы получилось 9? (9+2=11)». Показать номер 11 и спрятанный флажок и т.д.
Игра «Слово три». На столе у педагога лежат различные мелкие призы, вызываются несколько детей.
Ведущий:
Расскажу я вам рассказ,
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
— Когда надо брать приз? (на слово «три»)
Мечтает мальчик закаленный,
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри,
А жди команду: «раз, два,….марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
И про себя их повтори
Разок, другой, но лучше…пять.
Недавно поезд на вокзале,
Мне три часа пришлось прождать.
Увы, вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять! (Можно вызвать к столу по-очереди несколько групп детей)
Цифра 5: Предлагаю вам еще одну игру: «Волшебное число». Я назову какое-нибудь число, а вы назовете мне такой предмет, который содержит это число. Например: «пять» (на руке 5 пальцев).
3. Итог.
Ведущий: Наше путешествие подошло к концу. Где мы сегодня побывали? Чем интересна эта страна? Мы каждый день будем посещать эту страну на уроках математики, будем учиться вычитать, складывать числа, решать задачи.
Цифра 5: Я желаю вам, чтобы вы научились всему, тому, что есть нового и интересного в стране «Математика», а за свои знания получали только пятерки! Всех вас сегодня учитель отметит хорошими оценками.