Авторы: Жданова Ирина Васильевна, Исакова Анар Саулембековна, КГУ «Областная специальная школа-интернат №5 для детей с ограниченными возможностями в развитии», г. Сарань, учителя начальных классов.
Интегрированный урок познания мира и трудового обучения направлен на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся 2 класса с задержкой психического развития, на лучшее понимание учебного материала. Чередование видов деятельности побуждает у учащихся интерес к уроку и стимулирует активность. Разработка данного урока может быть использована учителями начальных классов специальной школе — интернате.
Интегрированный урок познания мира и трудового обучения
Тема: Рыбы. Аппликация « Аквариумные рыбки».
Цель: дать первоначальные сведения об обитателях морей, озёр, рек, научить учащихся изготавливать рыбок из бумаги.
Задачи:
— формирование знаний о рыбах, среде их обитания, навыка работы с ножницами и картоном,
— развитие коммуникативных и творческих способностей ,обогащение словарного а учащихся, мелкой моторики в процессе изготовления аппликации.
— воспитание бережного отношения к природе, основ коллективизма через выполнение единого творческого дела.
Ожидаемый результат: дифференциация морских и речных рыб, умение ухаживать за аквариумными рыбками, изготовление аквариумных рыбок их цветной бумаги, бережное отношение к водоёмам родного края.
Оборудование: тесты для проверки домашнего задания по познанию мира, цветная бумага, ножницы, клей, макет аквариума.
Ход урока:
1. ППН.
а) физминутка
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Б) ориентировка
— К какому уроку вы приготовились?( позн. мира и труд.обучение)
— Какой это урок по счёту?
-Этот урок мы проведём вместе с Анарой Саулембековной.
В) Взаимопожелания
— Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения до конца урока.
2. Работа по календарю природы.
-Опишите состояние погоды сегодняшнего дня. Сравните с погодой вчерашнего дня)
3. Проверка д/з.
— Что было задано на дом?
(Повторить материал о птицах и выполнить творческое задание).
— Итак, блиц- опрос в парах по теме: « Птицы».
1. Птицы — это …
а) курица, пингвин, белка
б) воробей, голубь, сорока
в) лиса, летучая мышь, ласточка
2. Домашние птицы- это…
а) курица, стриж, утка
б) воробей, курица, ворона
в) курица, утка, гусь.
3. Перелётные птицы — это…
а) воробей, ворона
б) скворец, ласточка
в) грач, голубь
4. Какую птицу называют «вестником весны»?
а) скворца
б) кукушку
в) сороку
5. Зимой птенцы появляются у:
а) кукушек
б) воробьёв
в) клестов
6. Птица, чьим именем назван её домик:
а) скворец
б) иволга
в) синица
7.Чем нельзя подкармливать птиц зимой?
а) арбузными семечками
б) жареными семечками, ржаным хлебом
в) семенами сорных растений
8. Какая птица не строит своего гнезда:
а) дрозд
б) стриж
в) кукушка
9. Каую птицу называют лесным доктором?
А) дятел
Б) воробей
В) стриж
— Думаю, каждый понял, что птицы — наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.
4. Объявление темы урока
– Посмотрите внимательно на глобус. Какого цвета на нём больше? ( Голубого. ) Это океаны, моря, реки. Большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой. А кто всю жизнь проводит в воде? ( Рыбы.)
— Сегодня на уроке мы познакомимся с рыбами, местом их обитания и изготовим рыбок из бумаги для нашего аквариума.
5. Объяснение нового материала.
— Существует около 200 тысяч видов разных рыб и рыбы так же как и животные имеют свое место обитания. Рыбы водятся в море, реке, озере.
— Как вы думаете, какие рыбы обитают в море — … (морские.)
В озере — … (озерные.)
В реке — … (речные.)
— Речных и озерных рыб называют пресноводными, потому что живут в пресной воде.
(просмотр слайдов)
— В море вода солёная, в ней обитают другие рыбы. (Просмотр слайдов)
6. Проверка творческого задания.
Подготовьтесь в проверке творческого задания.
По готовому началу вы вместе родителями должны были придумать конец стихотворения.
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?.
(Ребята зачитывают свои стихотворения.)
— И как же вы думаете, где спят рыбки?
–Да, ребята, одни рыбки прячутся между камней, другие зарываются в песок, а третьим нравится прятаться в водорослях.
7. Экологическая минутка.
Рыбы прячутся не только от хищных рыб. Врагом рыб может быть и человек. Сегодня к нам на урок пришли рыбки, но они очень грустные. Давайте послушаем, какая беда с ними случилась.
К доске выходят ребята и рассказывают. ( на головах коронки с рыбками)
Красная рыбка.
— Живу я в реке. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. От грязных вод я стала красной, и мои друзья не могут меня узнать.
Фиолетовая рыбка.
Видели бы вы, ребята, какой на мне лежал груз? Накидали на меня банки, брёвна, даже колёса. Еле-еле выбралась из-под мусора. От тяжести я и краснела, и синела, и зеленела, пока не стала фиолетовой.
Тёмная рыбка.
А я была такой красивой. Но в нашей реке разлили нефть. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться. От этой нефти я и почернела.
– Ребята, а как мы можем помочь морю, реке, озеру остаться всегда чистыми? (не бросать в воду мусор, не мыть в водоёмах машины и т.д. )
8 Физминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Трудовое обучение
1. Отгадайте загадку.
Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
(Ответ: аквариум) (модель аквариума прикреплена к доске из двух квадратов потолочного покрытия)
— Аквариум можно сравнить с маленьким искусственным водоемом, домашним озером, на дне которого насыпан грунт и мелкие камешки, растут водоросли, которые выделяют кислород. Им дышат рыбы.
— У нас есть модель аквариума, мы в него заселим аквариумных рыбок , которых мы сделаем сами.
2. Подготовка рабочего места к уроку.
* шаблоны
*ножницы
*цветные фломастеры
*клей
4. Инструктаж по ТБ.
5. Ознакомление со строением рыбы.
6. Составление поэтапного плана работы.
7. Практическая работа учащихся (под звуки моря).
— Сделаем бумажных морских и речных обитателей – рыбок из цветной бумаги.
А) вырезание круга по шаблону из цветной бумаги.
Б) вырезание угла на круге, это будет рот рыбки (по пунктиру).
В) вырезание хвоста и плавников по шаблонам.
Г) приклеивание плавников и хвоста к туловищу рыбы.
Д) рисование чешуи по туловищу рыбы (кругу) чёрным фломастером.
8.Заселяем рыбок в аквариум!
9 Итог урока. Рефлексия.
— Оцените свою работу на уроке по карте достижений.(потом оценка учителя)
— У кого дома есть аквариум?
— Как нужно ухаживать за аквариумными рыбками?
— Аквариум нужно периодически чистить, регулярно менять воду.
— Рыб надо кормить постоянно.
— Надо следить за температурой воды в аквариуме
— Нельзя заводить рыбок и других домашних животных из-за минутного желания.
— Ухаживать за животными — это большая ответственность.