Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

Поделиться:

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе по теме «Упражнение в проверке безударных гласных в корне»

Автор: Рыжкова Елена Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Верхне — Колчуринская СОШ», с. Верхнее Колчурино

Описание материала: Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведению Сергея Есенина «Береза» по теме  «Упражнение в проверке безударных гласных в корне » направлен на развитие творческих способностей учащихся. Разнообразные задания, используемые на уроке, стимулируют интерес к предмету, развивают мышление учащихся. Конспект урока может быть использован учителями начальных классов по УМК «Школа России».

Класс 2

Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта С.Есенина и его стихотворением «Береза».

Задачи:

Образовательные: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки;

формирование умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы;

Развивающие: развитие творческого воображения учащихся, логического мышления, внимания.

Воспитательные: воспитание любви к родной природе;

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, портрет С.Есенина; картины с изображением березы зимой; текст стихотворения С.Есенина «Береза».

Ход урока

1. Организационный момент.

— Сегодня мы отправимся в мир  природы, попробуем увидеть величие и красоту окружающего мира. Посмотрите на иллюстрации и скажите, что вы видите?

Детям показывают рисунки деревьев в разное время года.

(Деревья в разное время года)

— Какое дерево изображено на всех иллюстрациях?

(Береза)

— Что вы о ней можете рассказать?

(Ответы детей)

— Береза-символ России. Самое любимое дерево русского народа. Многие художники, поэты и писатели воспевали в своих произведениях это прекрасное дерево. Называли её белоствольной красавицей!

2. Введение в тему. Постановка проблемы.

— О чем мы будем говорить сегодня?

— Правильно, будем говорить о березе, о природе. С этим прекрасным деревом связано и творчество Сергея Есенина — замечательного русского поэта.

Учащимся показывают портрет Сергея Есенина

— Очень много стихов он посвящал изображению родной природы. «Береза»- это первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. Закройте глаза и послушайте это произведение.

 (Ученик читает наизусть стихотворение «Береза»)

3. Словарная работа.

На доске написано предложение:

Береза снегом (укрылась, принакрылась, накрылась).

— Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение. 

(Укрылась — закрыться со всех сторон, принакрылась – слегка укрылась, накрылась – закрыться снегом сверху)

— Напишем предложение в тетрадь: Береза снегом принакрылась.

— Почему вы так считаете? Объясните.

— А сейчас запишем эпитеты, которые подходят к описанию березы.

(Кудрявая, белая, стройная, плакучая, нежная.)

4. Физминутка.

Звучит грамзапись песни «Во поле береза стояла», дети танцуют.

5. Выразительное чтение стихотворения учителем.

— В какое время года поэт изобразил березу?

— Какой увидел зимнюю березу автор?

— Почему она привлекла его внимание?

— Прочитайте еще раз это произведение.

6. Работа над содержанием.

— Найдите строчки, в которых говорится о березе, ее зимнем наряде, цвете.

(Белая береза, принакрылась снегом, точно серебром, горят снежинки)

— Какое слово употребил автор несколько раз?

(Белый)

— Как вы думаете, почему он это сделал?

(Чтобы показать именно зимнюю природу, ее белый наряд)

— Найдите в произведении слова обозначающие предметы и  запишем их в тетрадь.

(Береза, кисти, снежинки, ветви, заря….)

— Как нужно прочитать это произведение, чтобы почувствовать образ березы, описать ее?

(Плавно, мелодично, неторопливо)

7. Упражнение в проверке безударных гласных.

— Найдите в стихотворении однокоренные слова.

(Снегом, снежинки)

— Какое из этих слов является проверочным?  Как проверить безударную гласную в корне?

(Для этого нужно изменить слово так, чтоб безударный гласный стал ударным.)

— Что является главным героем этого произведения? (Береза). Подберите к слову береза  однокоренные слова. Запишите их.

(Березовый, березняк, подберезовик.)

— Выделите корень и гласные  в корне.

— Подберите однокоренные слова к слову белый.

(Белеет, белизна, побелка.)

8. Игра «Вставь букву и докажи верность своего выбора».

б…леет             ..кошко

кр..гом          т…шина

сн…жинки      л…нивый

— Как проверить безударную гласную в корне?

Вывод: чтобы проверить безударную гласную в корне нужно, подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением.

9. Итог урока.

— Чем для вас стал образ березы?

(Красота, нежность, певучесть, доброта.)

  — Как следует проверять безударную гласную в корне?

10. Домашнее задание.

Выучить стихотворение С.Есенина «Береза» наизусть; сочинить мини-стишок о березе.

Спасибо за работу!

Стихотворение пейзажной лирики С. Есенина, помогают учащимся вглядеться в «очарование русского пейзажа», испытать радость от общения с родной природой. В поэтических строчках заключены большие возможности приобщения юных читателей к  «чуду родной речи», восприятия тонкости звучания слова.