Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе по теме «Упражнение в проверке безударных гласных в корне»
Автор: Рыжкова Елена Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Верхне — Колчуринская СОШ», с. Верхнее Колчурино
Описание материала: Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведению Сергея Есенина «Береза» по теме «Упражнение в проверке безударных гласных в корне » направлен на развитие творческих способностей учащихся. Разнообразные задания, используемые на уроке, стимулируют интерес к предмету, развивают мышление учащихся. Конспект урока может быть использован учителями начальных классов по УМК «Школа России».
Класс 2
Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта С.Есенина и его стихотворением «Береза».
Задачи:
Образовательные: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки;
формирование умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы;
Развивающие: развитие творческого воображения учащихся, логического мышления, внимания.
Воспитательные: воспитание любви к родной природе;
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, портрет С.Есенина; картины с изображением березы зимой; текст стихотворения С.Есенина «Береза».
Ход урока
1. Организационный момент.
— Сегодня мы отправимся в мир природы, попробуем увидеть величие и красоту окружающего мира. Посмотрите на иллюстрации и скажите, что вы видите?
Детям показывают рисунки деревьев в разное время года.
(Деревья в разное время года)
— Какое дерево изображено на всех иллюстрациях?
(Береза)
— Что вы о ней можете рассказать?
(Ответы детей)
— Береза-символ России. Самое любимое дерево русского народа. Многие художники, поэты и писатели воспевали в своих произведениях это прекрасное дерево. Называли её белоствольной красавицей!
2. Введение в тему. Постановка проблемы.
— О чем мы будем говорить сегодня?
— Правильно, будем говорить о березе, о природе. С этим прекрасным деревом связано и творчество Сергея Есенина — замечательного русского поэта.
Учащимся показывают портрет Сергея Есенина
— Очень много стихов он посвящал изображению родной природы. «Береза»- это первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. Закройте глаза и послушайте это произведение.
(Ученик читает наизусть стихотворение «Береза»)
3. Словарная работа.
На доске написано предложение:
Береза снегом (укрылась, принакрылась, накрылась).
— Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.
(Укрылась — закрыться со всех сторон, принакрылась – слегка укрылась, накрылась – закрыться снегом сверху)
— Напишем предложение в тетрадь: Береза снегом принакрылась.
— Почему вы так считаете? Объясните.
— А сейчас запишем эпитеты, которые подходят к описанию березы.
(Кудрявая, белая, стройная, плакучая, нежная.)
4. Физминутка.
Звучит грамзапись песни «Во поле береза стояла», дети танцуют.
5. Выразительное чтение стихотворения учителем.
— В какое время года поэт изобразил березу?
— Какой увидел зимнюю березу автор?
— Почему она привлекла его внимание?
— Прочитайте еще раз это произведение.
6. Работа над содержанием.
— Найдите строчки, в которых говорится о березе, ее зимнем наряде, цвете.
(Белая береза, принакрылась снегом, точно серебром, горят снежинки)
— Какое слово употребил автор несколько раз?
(Белый)
— Как вы думаете, почему он это сделал?
(Чтобы показать именно зимнюю природу, ее белый наряд)
— Найдите в произведении слова обозначающие предметы и запишем их в тетрадь.
(Береза, кисти, снежинки, ветви, заря….)
— Как нужно прочитать это произведение, чтобы почувствовать образ березы, описать ее?
(Плавно, мелодично, неторопливо)
7. Упражнение в проверке безударных гласных.
— Найдите в стихотворении однокоренные слова.
(Снегом, снежинки)
— Какое из этих слов является проверочным? Как проверить безударную гласную в корне?
(Для этого нужно изменить слово так, чтоб безударный гласный стал ударным.)
— Что является главным героем этого произведения? (Береза). Подберите к слову береза однокоренные слова. Запишите их.
(Березовый, березняк, подберезовик.)
— Выделите корень и гласные в корне.
— Подберите однокоренные слова к слову белый.
(Белеет, белизна, побелка.)
8. Игра «Вставь букву и докажи верность своего выбора».
б…леет ..кошко
кр..гом т…шина
сн…жинки л…нивый
— Как проверить безударную гласную в корне?
Вывод: чтобы проверить безударную гласную в корне нужно, подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением.
9. Итог урока.
— Чем для вас стал образ березы?
(Красота, нежность, певучесть, доброта.)
— Как следует проверять безударную гласную в корне?
10. Домашнее задание.
Выучить стихотворение С.Есенина «Береза» наизусть; сочинить мини-стишок о березе.
Спасибо за работу!
Стихотворение пейзажной лирики С. Есенина, помогают учащимся вглядеться в «очарование русского пейзажа», испытать радость от общения с родной природой. В поэтических строчках заключены большие возможности приобщения юных читателей к «чуду родной речи», восприятия тонкости звучания слова.