Интегрированный урок в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру
Автор: Тарайкович Наталья Геннадиевна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4» г. Саратов
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру
Работа на уроке ведётся в группах. Большое внимание уделено развитию творческих способностей и здоровьесбережению, т. к. при выполнении заданий дети много двигаются. Роль учителя — направляющая и координирующая. Создаются условия для воспитания культуры общения, достигается равенство объективных условий для каждого ребёнка. Появляется возможность контролировать уровень усвоения ЗУН у ребят всего класса при минимальной затрате времени. Формируются коммуникативные, личностные, познавательные УУД.
Тема: К.Д. Бальмонт «Снежинка» 3 класс
Авторы учебников: Климанова Л.Ф. «Литературное чтение»
УМК «Перспектива»
Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю. «Окружающий мир»
Цель:
Создать условия для первоначального ознакомления с творчеством К. Бальмонта.
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Зима» средствами художественной литературы, и применить эти знания в творческой ситуации.
Создать условия для первоначального ознакомления с творчеством К. Бальмонта.
Задачи:
1. Образовательные:
— познакомить с биографией и творчеством К. Бальмонта;
— формировать умение работать с художественными особенностями текста;
— создать условия для развития навыка правильного вдумчивого чтения;
— осуществлять взаимосвязь предметов: окружающего мира, литературного чтения и др.
2. Развивающие:
— способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса обучающихся;
— развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их фантазию и любознательность;
— помочь в становлении самосознания, самооценки и самоконтроля.
3. Воспитательные:
-воспитывать вкус и чувства у детей, интерес к художественному слову;
— создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности, заботливого отношения к другим людям;
— учить работать в группе;
— воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Деление класса на группы.
2. Вступительная беседа.
— Приходилось ли вам ребята удивляться чему – то обычному, видеть в этом что – то чудесное, поразительное? А ведь это можно назвать чудом, а чудес на свете очень много. Нужно только суметь увидеть их, не пропустить мимо себя.
II. Актуализация знаний, постановка цели.
1. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Труженик – крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки…
— Кто написал это стихотворение? (И.З.Суриков) О чем оно? Как догадались?
— Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима.
— Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о зиме, но прежде напомните мне, с чем связано смена времён года.
(Это связано с вращением Земли вокруг Солнца.)
2. Работа в группах.
— Обсудите в группах и назовите приметы наступления зимы.
— Проверьте себя по таблице.
Приметы зимы |
Солнце ниже, чем осенью, дни короче, рано темнеет. |
Деревья стоят голые, без листьев. |
Стоят морозы, выпадает снег. |
Водоёмы покрываются льдом. |
Почва замерзает и покрывается снегом. |
У некоторых животных мех становится гуще. |
— Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание) В чем это проявляется?
Именно эти признаки влияют на изменения в неживой и живой природе.
С приходом зимы мы встречаем зимних гостей: холодных, морозных, снежных.
Входит Зима.
— Здравствуй, гостья – Зима! Зимушка – зима!
— Почему все дети ее любят?
Зима:
– Да и я вас очень люблю хоть порой и носики щиплю. Приготовила я вам испытания. Готовы ли вы к ним? Давайте сейчас и проверим.
1. Приглашаю вас в зимний лес. Там вы встретите лесных жителей. Им нужна ваша помощь.
На этих снежинках ваше первое испытание.
Вставь пропущенные слова в рассказ:
Пришла зима. Спрятались под снег травы, замерзли деревья. Но жизнь в лесу продолжается. Видны на снегу заячьи следы. Зимой заяц часто обгрызает … . Он разгребает снег передними лапами в поисках … . Пробегает по лесу, принюхивается лисица. Она старается учуять под снегом … . Пискнет под снегом норушка – лисица тут как тут. Рывок передними лапами — и охотница уже держит в зубах добычу. А вот и кабаны. Раскопали снег, разрыли землю – ищут … . Медведь зимой спит в … . За лето и осень он накопил много … . Зима ему не страшна. На дереве непрерывно стучит клювом … . Внизу разбросаны растрепанные еловые шишки. Это дятел достал из них … .
Взаимопроверка работ.
2. А теперь готовьтесь ко второму испытанию.
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала,
На поля – озёрушки
Белый пух да пёрышки.
— Что это за лебедь серая? (Снеговая туча)
— А почему лебедь сытая? (Много снега)
— Что она сыпала на поля – озёрушки? (Снег, снежинки)
3. – Какой вы представляете снежинку?
– Расскажите о ней. Это будет третье испытание
(Дети составляют текст-описание на рабочих листах и зачитывают его.)
Зима:
— Вы отлично прошли все испытания! Молодцы! До скорых встреч!
III. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Снежинка». Написал его замечательный поэт Константин Дмитриевич Бальмонт, которого Александр Блок назвал «поэтом с утренней душой». Как вы думаете, почему?
IV. Биографическая справка.
«Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю — в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал… надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой…
Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы. «В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют», — вспоминал поэт в автобиографии 1907 г.
«Снежинку» Константин Дмитриевич написал в 1903 году.
В это время Бальмонт — кумир публики, он — на гребне своих творческих возможностей и «царит над русской литературой».
V. Работа над новым материалом.
1. – Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя и ответьте на вопросы №1на стр. 151.
— Какое настроение вызывает стихотворение?
— Какой приём использует Бальмонт, создавая образ героини?
(Олицетворение — изображение неживых предметов в виде живых существ.)
— Как автор относится к снежинке? Докажите, используя слова из стихотворения.
2. Словарная работа с объяснением значения слов:
лазурная взметается лелеющем кристальная
VI. Физкультминутка.
Игра «Волшебные ворота»
2 ученика держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовёт слово или словосочетание, относящееся к теме «Зима»
VII. Продолжение работы над новым материалом.
1. Выразительное чтение. (Учащиеся в группах определяют вид чтения: соло, дуэтом, трио и т.д.)
Одна из групп выполняет работу экспертов, используя схему анализа.
Схема анализа чтения. |
1. Читал (а) с чувством? 2. Соблюдал (а) нужную интонацию? 3. Правильно ли выдерживал (а) паузы? 4. Правильно ли ставил (а) логические ударения? 5. Не было ли при чтении ошибок в словах? |
2. – Вы обратили внимание, что восклицательное предложение начинает и заканчивает стихотворение? Автор повторяет одно и то же предложение, создавая своеобразный замкнутый круг. Этот приём называется рондо и навевает мысль о музыке. Какая музыка подошла бы к этому стихотворению: танец, вальс, марш, песня?
– Прочитайте под вальс П. И. Чайковского из альбома «Времена года»
3. – А теперь прочитайте под музыку, сопровождая движениями. Помогут вам в этом глаголы из 2-5 четверостиший. Найдите их и подчеркните карандашиком.
4. – Сейчас я попрошу вас всех стать членами экспертной группы и оценить моё чтение.
(Чтение учителем и анализирование учащимися).
VIII. Выполнение творческих заданий группами
«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни…»
«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы…»
«Наиболее радостным мне показался эпизод о…»
«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»
«Я почувствовал(а)…»
«Я увидел(а)…»
«Я ощутил(а)…»
«Я улыбнулся(ась)…»
« Я вспомнил(а)…»
« Я подумал(а)…»
« Я представил(а)…»
«Я бы продолжил (а) написанное так…»
IX. Итог урока.
Подводя итог урока мне, хочется процитировать высказывание К.Бальмонта:
«Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас …»
И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?
– Почему К. Бальмонт назвал снежинку смелой?
– Продолжите предложения:
Я доволен своей работой, потому что…
Я допустил ошибку…
Мне следует поработать над…
X. Домашнее задание.
– Дома выполнить одно из творческих заданий по выбору.
1. Сыграть мини-спектакль.
2. Спеть.
3. Написать мини-сочинение.
4. Придумать загадку.