Урок русского языка и развития речи в 4 классе. Сочинение по картине И. И. Шишкина «Рожь»
Цели: познакомить с творчеством художника; научить описывать предмет, выражая к нему свое отношение; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь»; пословицы и поговорки о летнем месяце; стихотворения о ржи.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Майкова «Нива».
По ниве прохожу я узкою межой,
Поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Куда ни оглянусь — повсюду рожь густая!
Иду, с трудом ее руками разбирая.
Мелькают и жужжат колосья предо мной
И колют мне лицо…
— Что вы представили, слушая это стихотворение?
— О каком времени года рассказал поэт?
— Сегодня познакомимся с картиной И. Шишкина «Рожь».
II. История создания картины И. Шишкина «Рожь».
В 1878 году в Петербурге открылась Шестая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Лучшим произведением на выставке, по общему мнению, была картина Ивана Ивановича Шишкина «Рожь» — торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли, которую художник любил всей силой своей могучей натуры.
Знойный летний день. Бесконечен простор равнинного пейзажа России, необъятна ширь ее полей. И вправо, и влево — до самого горизонта раскинулось золотое, волнующееся от ветра море золотых колосьев. Высятся над полем великолепные сосны, от давно стоящей жары небо утратило звонкую синеву. Из-за горизонта медленно поднимаются грозовые тучи.
Талант Шишкина — уравновешенный, спокойный. Даже размер картины «Рожь» отвечает этим качествам: высота — 107 см, длина — 187 см. Шишкин любил устойчивые состояния природы, предпочитал писать пейзаж в хорошую солнечную погоду, ясным днем, когда много света и хороню видны все подробности.
Дорога вьется среди поля, теряясь вдали. По дороге идут крестьянки, одна из них в красном платочке. Красный — цвет заметный! Художник выбрал этот цвет, чтобы зритель обязательно обратил внимание на крестьянок и почувствовал мощь плодородных сил русской земли, которые способны взрастить сосны — великанами, колосья — в рост человека. Шишкин выбрал то время жизни природы, когда все, что появилось на свет ранней весной, выросло и созрело. В картине разлито восхищение полнотой бытия природы, ее величественной красотой и богатствами, которыми она вознаграждает человека за его труд.
Спустя двадцать лет Шишкин снова задумает написать бескрайнее поле созревших хлебов, и на оборотной стороне подготовительного рисунка сформулирует замысел будущей картины: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство», впервые прозвучавший в его уже ставшей знаменитой картине «Рожь». В чувстве прекрасного у Шишкина есть нечто, созвучное мироощущению народа, связывающего с богатством природы, ее дарами, представление о счастье, довольстве человеческой жизни.
В величественном и торжественном царстве природы, созданном в картине Шишкиным, нет контраста великого и малого. Богатство и разнообразие природы увлекало мастера с первых шагов в искусстве. Он восхищался миром природы как художник, увлеченный его красотой, и как исследователь изучал его с пристальным вниманием. Он много рисовал с натуры. Земля, рельеф почвы, камни и корни деревьев, поросшие мхом валуны, стволы деревьев и изгибы их ветвей, морщины коры — мастер писал любовно, тщательно, с точным знанием дела. В мире лесных мотивов Шишкин не знал себе равных.
«Лесной богатырь», «царь леса», «старик-лесовик» — гак называли Шишкина друзья, начал работу над картиной «Рожь» осенью 1877 года. Летом он вместе с дочкой ездил навестить свою мать. Много бродил и ездил по окрестностям родного города Елабуги, восхищаясь любимыми с детства озерами, дубравами, светлыми сосновыми и таинственными хвойными лесами. Побывал он и на Лекаревском поле. Вековые сосны, растущие среди спелой ржи (он их помнил с детства) снова поразили его. Художник вспоминал, как когда-то отец, дядя и он, еще мальчишкой, пытались втроем обхватить одну из сосен да так и не смогли.
Иван Васильевич Шишкин пользовался уважением в Елабуге с юности. Ему было 26 лет, когда горожане избрали его городским старостой, с ним раскланивались, увидев еще издали. И. В. Шишкин радел за дела родного города. Он организовал строительство лавок в городе, манежа, мельницы, и, чтобы было удобно возить воду, дорога к реке, по его распоряжению, была выстлана камнем. Купец второй гильдии, торговавший хлебом, И. В. Шишкин интересовался техникой и написал книгу о строительстве мельниц, увлекался историей и археологией; собирал исторические документы и предания о родной Елабуге, написал книгу об истории старинного города, расположенного на берегу реки Кама. На собственные средства им был построен водопровод в городе, отреставрирована разрушающаяся башня монастыря, построенного после покорения Казани по повелению Ивана Грозного, проведены археологические раскопки Ананьинского кургана.
И. В. Шишкину хотелось дать любознательному младшему сыну Ивану, родившемуся 13 января 1832 года, хорошее образование. Ваничка, так называли мальчика в семье, учился в уездном училище и еще дополнительно у разных учителей, а потом в гимназии в Казани. С детских лет чтение и рисование были его любимейшими занятиями. Любой листок бумаги, попавший ему под руку, тотчас же покрывался рисунками. Первые серьезные навыки в рисовании карандашом, красками он получил в Казанской гимназии. Там же он нашел друзей, с которыми мог не только выходить на кулачные бои, а Иван был очень силен и впоследствии мог согнуть руками железный прут пальца в три толщиной, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Проучившись в гимназии четыре года, в 1848 году 14-летний мальчик вернулся в родной дом с твердым решением туда не возвращаться, сделаться чиновником он боялся всю жизнь. Как и все в доме, Ваничка должен был заняться делом, но не мог выполнить даже самого простого поручения. Он все путал, купцы обманывали его и обсчитывали. Мать была в отчаянии и гневе, возмущаясь, что сын постоянно сидел за книгами и за «пачкотней бумаги». Отец, с огорчением признав, что купца из сына не получится, но не раз удивлявшийся быстрому соображению и памяти сына, не стал принуждать сына к своим торговым делам. Он сам увлекался резьбой по дереву и камню и научил сына работе на токарном станке. Выточив на нем из местного камня модели Александровской колонны и памятника Петру 1, Ваничка с жаром предался рисованию. Чтобы не огорчать мать, будущий художник с утра уходил куда-нибудь за город и целые дни проводил, рисуя замечательно красивые окрестности Елабуги. А дома в своей комнате рисовал по вечерам при свете свечи. Заметив тягу сына к рисованию, Иван Васильевич начал выписывать книги по искусству. «Посвятить себя живописи — значит отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни», — записал юноша в дневнике, размышляя о назначении художника. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище… Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров… Что может быть лучше природы?» Позже, когда преподаватели Московского училища живописи, ваяния и зодчества будут уговаривать Шишкина заняться исторической живописью, он останется верен и любви к природе, и своему дарованию.
В 1851 году появились в Елабуге московские художники. Они должны были расписать иконостас в соборной церкви. С одним из них, художником И. А. Осокиным, Иван вскоре познакомился и показал ему свои рисунки. Рисунки показались И. А. Осокину талантливыми, и он стал помогать новому знакомому, учил всему, что умел сам, и рассказывал о художественной школе в Москве. Узнав о желании сына стать художником, мать в ужасе воскликнула: «Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!» Отец, видя страстное желание сына посвятить себя искусству, согласился его отпустить в Москву. В начале 1852 года двадцатилетний Иван Шишкин поехал поступать в Училище живописи, ваяния и зодчества, учеба в котором стала для него, как и для многих русских пейзажистов, началом творческого пути.
III. Беседа но картине.
— Вглядитесь в мир придорожных трав и цветов в картине «Рожь». Какой уголок русской природы изобразил И. Шишкин?
— Вы будете поражены изумительным знанием, искренней любовью и мастерством, с которыми написаны и легкая пыль дороги, и белые головки ромашек, и пижма, и голубеющие в золоте ржи васильки, и упругие побеги подорожника, и спелые колосья.
— Какие деревья растут в поле? (Сосны.)
— Какие чувства вы испытываете, глядя на картину И. Шишина «Рожь»? Какие звуки вы слышите?
— Когда поспевает рожь? (В июле.)
— Вспомните приметы июля.
Учащиеся называют приметы июля.
• Разворковались голуби — будет хорошая погода.
• Лучший клев летом бывает вслед за рассветом. Средний — вечером, а худший — среди дня.
• В июле тучи простираются по небу полосами — будет дождь.
• Если в июле мысленно можно повесить ведро на рог месяца — быть суши.
• Комары толкутся — к ветру.
• Цветы желтой акации перед дождем сильнее пахнут.
• Цветы одуванчика, гвоздики-травянки перед дождем закрываются.
• Цветы пахнут сильнее — дождь близок.
• Жуки летают с жужжаньем — к ясной, тихой и теплой погоде.
• Сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду.
— Раньше июль был пятым месяцем по счету (считая от марта) и назывался «квинтилис». Затем его переименовали в «Юлиус» в честь римского полководца Юлия Цезаря, родившегося в этом месяце. На Руси в старину, когда год начинался с сентября, июль считался одиннадцатым месяцем, а с 1700 года — седьмым. Наши предки называли его по-разному: червень по цвету плодов и ягод, которые в июле отличаются особенной красноватостью; страдник — в разгаре страда — «Сбил июль с мужика спесь, некогда на полати лезть!», «Коль июль на двор заглянул, пора серпы зубрить», «Жатва – время дорогое, никому нет покоя», «Не топор кормит мужика, а июльская работа»; сеностав — сгребают и складывают сено в стога, «в цвету трава — косить пора»; жирник — самое знойное время года; грозовик — в июльскую жару бывают самые сильные грозы, июль «молнии мечет, дубы калечит»; липец — по липам в цвету.
— Назовите пословицы и поговорки об июле.
• Июль наступает тогда, когда «от ржи сытый дух, словно горячая, прямо из печи коврига разломана пополам», красная смородина обвесилась ягодами, на соснах юные побеги, будто свечи. И цветы, цветы повсюду: колокольчики, шары, зонтики, в одиночку и пестрыми грудами.
• Июль — макушка лета, май ему — дедушка, июнь — батюшка.
• Июль — владыка тепла, середина лета. «В июле солнце поворачивает на зиму, а лето — на жару», «В июле жара — в январе мороз». В июле пойдут на спад долгие светлые дни, а когда отойдут жары июльские, то покатится лето в осень.
IV. Составление плана сочинении.
План сочинения записывается на доске.
ПЛАН
1. Русское поле.
2. Описание картины:
а) образ одинокой сосны;
б) образ ржаных колосьев;
в) образ тропинки;
г) голубая даль.
3. Мое впечатление.
V. Чтение и анализ литературных произведений. Работа над эпитетами.
Учитель читает отрывок из рассказа И. Тургенева «Бежин луг».
«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тусклобагровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество крупных высоких облаков, золотисто-ссрых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков: нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри- круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…»
— Выпишите из текста эпитеты — описания трав и колосьев.
VI. Словарная работа.
— Подберите прилагательные к словам, записанным на доске.
Колосья — тяжелые, спелые, золотые, наклонились до земли.
Сосны — вековые, огромные, могучие, тянутся к небу.
Небо — голубое, сине-прозрачное, как шаль.
Тропинка — пыльная, узкая, волшебная.
VII. Самостоятельная работа. Написание сочинения.
VIII. Итог урока.
В полях созрел ячмень,
Он радует меня!
Брожу я целый день
По волнам ячменя.
Смеется мне июль,
Кивают мне поля.
И облако, как тюль,
И солнце жжет, паля.
И. Северянин
— С какой картиной И. И. Шишкина вы познакомились?
— О каком летнем месяце рассказал художник?
— С каким чувством рисовал И. Шишкин свою картину?