Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Поделиться:

Автор: Северин Ольга Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Гостищевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Описание. Данный конспект урока предназначен для учителей начальной школы, 2 класс. Данный урок можно использовать не только на уроках, но и на логопедических занятиях в начальной школе. Разнообразные виды и формы работы, которые присутствуют в данной работе способствуют интересной и активной работе младших школьников.

Тема: Составление слов из слогов.

Тип урока: урок  — соревнование.

Цель:

— формирование навыка составления слов из слогов вразбивку, деления одно, двух, трех  сложных слов на слоги;

— развитие слогового анализа и синтеза, лексико-грамматических      навыков, техники чтения, связной речи, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики;

— воспитание нравственных качеств, эстетических качеств, интереса к занятиям.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, мяч, тетради, ручки.

Ход занятия

I.  Орг.  момент:

1)    Приветствие:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

 — Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не обычный урок. Сегодня мы с вами будем играть. Во – первых, мы разделились на две команды. Давайте, мы представимся.

Первая команда называется «Знатоки», а вторая «Всезнайки».  Встает первая команда и говорит свой девиз.

Девиз  команды «Знатоки»:

Ходим мы везде и смело,

Знатоки не боятся дела.

Девиз  команды «Всезнайки»:

«Мы, конечно, не с луны,

Но Всезнайки впереди!».

2)    Приветствие капитанов команд.

II.  Основная часть занятия

1.  Разминка

— Я каждой команде задаю вопросы. За каждый правильный ответ команды получают фишку.

Вопросы:

✓ Из чего состоит слово?

✓ Что растёт на яблоне?

✓ Сколько в слове может быть букв?

✓ Кто живет в реке?

✓ Сколько в слове может быть слогов?

✓ Что делает дятел?

✓ Как узнать количество слогов слове?

✓ Кто живет в лесу?

✓ Чем отличается слог от слова?

! Вывод: повторить правило выявления слогов в слове.

2.  Развитие внимания, зрительного восприятия.

— Вы должны записать слова под диктовку на листы и разделить их на слоги.

Слова:  собака, заяц, ёжики,  дятел, книга, улитка, котёнок, радуга, солнце.

! Проверка: назовите мне слова, которые  состоят из одного слога, из двух слогов, из трёх, из четырёх.

3.  Работа в группах.

— У вас на столе лежат карточки с заданием. В карточке написан только первый слог слова. Вы должны дописать слова, чтобы получилось новое слово.  К каждому слогу записать по два слова.

«Знатоки»: МА, РЕ, КО, ШИ.

«Всезнайки»: ВЕ, СО, ПА, РУ.

! Проверка: каждая команда зачитывает свои слова.

4.  Физкультминутка

«На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям Физкультпривет!»

5. Конкурс капитанов.

— Капитаны команд выходят к доске и выполняют задания на закрытых досках.

Разгадайте анаграмму. Найдите, какое слово спряталось.

«Знатоки»: 

4 6 3 7 1 5 2            6   3   5   8  1  4  2  7               7   4   1   5  8  6  3  2       

т  е р т п р о            е    р   с   ь   к  у  а  л               а   т    л  о   д  п  с  и

«Всезнайки»:

4   1  8  7   5  3  6  2       5   1   4   6  3  2                  3  6  4  1  9  2  7  5  8

А  б  о  н    т  р  и  у       к   с   ч   а   е  в                 л  и   е   т  р  е  з  в  о

!Проверка капитанов!

— А пока наши капитаны разгадывают слова.

! Проверка капитанов.

6.  Работа у доски.

На доске написаны слова, вы должны вставить потерянную букву. 

 «Потерянные буквы»

1 КОМАНДА

Потерялась буква О

З  В  Н  К –

Г  Р  Д –

М  Р  З –

Г  Л  С –

2 КОМАНДА

Потерялась буква И

БЛ  НЧ  К –

П  НГВ  Н –

Ф  Н  Ш –

Ч  Ж  К –

7 . Работа со слогами.

— На доске вы видите много осколков. Это осколочный рисунок клумбы. Вы должны составить слова из слогов, и клумба вновь засияет красотой. Кто быстрее составит слова, тот поднимает руки.

У детей карточки со слогами:

маш Ро ка

си лёк Ва

ди ка Гвоз

— Назовите одним словом. (цветы). Молодцы! Посмотрите, какая красивая клумба у нас появилась!

— Сосчитайте,  сколько гвоздик на клумбе? Сколько васильков? Сколько ромашек?

— Каких цветов больше всего?

— Каких цветов меньше всего?

(Дети дают полные ответы с употреблением формы множественного числа существительных в родительном падеже).

8. Работа в парах.

«Расколдуем чудесный сад» (осколочный рисунок сада в черно-белых тонах)

— У вас на столе есть карточки со слогами. Переставьте слоги так, чтобы получилось новое слово. Запишите эти слова и разделите их на слоги.

кос А бри

син А пель

град Ви но

рин да Ман

ня Яб ло

— Назовите одним словом. Как можно назвать фрукты другим словом (плоды). 

— Мы расколдовали сад.

— Какой это сад? (прекрасный, чудесный).

— Какой сок получится их этих плодов?

Образование относительных прилагательных:

абрикос —  абрикосовый; мандарин – мандариновый; апельсин – апельсиновый; виноград – виноградный; яблоня – яблочный.

— Что общего у цветов и фруктов? (В числе прочих сходств необходимо выделить запах).

— Какой у них запах? (приятный) Как можно назвать приятный запах иначе? (аромат). 

Чтение слова, выделение гласных, деление на слоги.

— Сколько слогов в слове аромат? (3) Давайте вспомним правило об этом.

Сколько в слове гласных-

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

9. Пальчиковая разминка

«Этот пальчик в лес пошел…»

10. Составление слов из слогов, данных в беспорядке. (Работа в группах).

Работаем у доски. Доска поделена на две части. Для каждой команды у

доски лежат конверты. Ребенок от каждой команды подбегает, берет

конверт под №1, открывает его и составляет слово из слогов. Затем пишет его на доске. Главное сделать все правильно и быстро.

✓ У КА ЛИТ ТА КОН ФЕ ГА КНИ  ГА ЗИН  МА (улитка, конфета, книга, магазин).

✓ ТЕР ВЕР РО  ВО НА  КО  ШО  ЛАД  У  ЦА  ЛИ (улица, ветер, шоколад, ворона).

! Проверка. После всех составленных слов, мы проверяем. Читаем слово на доске и на экране появляется слово. Если слова одинаковые,  значит задание выполнено, верно.

11. Работа с предложением.

Закончи предложение.

— Я читаю предложение,  вы должны дописать одно слово. Слово выписываете на листик, затем пишите сколько в слове слогов.

Медведь осенью засыпает, а весной … .

Берёзка от ветра наклонилась, а затем … .

Мокрое бельё развешивают, а сухое … .

Вечером солнце заходит, а утром … .

Старую мебель надо вынести, а новую … .

Мальчик рукавичку уронил, а потом … .

Птицы осенью улетают, а весной … .

Весна уходит, а лето … .

Старые дома сносят,  а новые … .

Пчела в улей влетела, а затем … .

Дождь травку намочил, а солнышко …

III.  Итог занятия

1. Игра со слогами

— Возьмите у первого слога первый слог, у второго слова – второй слог.

«Подсказка»:

1 + 2:

Лупа + мина =  луна

Чайник + щука = чайка

Коза  + конфета = кофе

Зина + мама = зима

Жаба + кора = жара

Метель + пушок  =  мешок

Котёнок + роса = коса

Ворона + мода = вода

Папа + макет = пакет

IV. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.

— Молодцы! Наше занятие подходит к концу. Давайте мы с вами подсчитаем количество фишек команд и подведем итоги нашего соревнования.

— А пока я подсчитываю ваши правильные ответы. Вы должны приклеить красные шарики  к веселому мишке, который на доске. Или синие шарики к грустному мишке.

Победила  …

— Урок окончен.

Спасибо за внимание!