Автор: Северин Ольга Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Гостищевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»
Описание. Данный конспект урока предназначен для учителей начальной школы, 2 класс. Данный урок можно использовать не только на уроках, но и на логопедических занятиях в начальной школе. Разнообразные виды и формы работы, которые присутствуют в данной работе способствуют интересной и активной работе младших школьников.
Тема: Составление слов из слогов.
Тип урока: урок — соревнование.
Цель:
— формирование навыка составления слов из слогов вразбивку, деления одно, двух, трех сложных слов на слоги;
— развитие слогового анализа и синтеза, лексико-грамматических навыков, техники чтения, связной речи, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики;
— воспитание нравственных качеств, эстетических качеств, интереса к занятиям.
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, мяч, тетради, ручки.
Ход занятия
I. Орг. момент:
1) Приветствие:
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
— Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не обычный урок. Сегодня мы с вами будем играть. Во – первых, мы разделились на две команды. Давайте, мы представимся.
Первая команда называется «Знатоки», а вторая «Всезнайки». Встает первая команда и говорит свой девиз.
Девиз команды «Знатоки»:
Ходим мы везде и смело,
Знатоки не боятся дела.
Девиз команды «Всезнайки»:
«Мы, конечно, не с луны,
Но Всезнайки впереди!».
2) Приветствие капитанов команд.
II. Основная часть занятия
1. Разминка
— Я каждой команде задаю вопросы. За каждый правильный ответ команды получают фишку.
Вопросы:
✓ Из чего состоит слово?
✓ Что растёт на яблоне?
✓ Сколько в слове может быть букв?
✓ Кто живет в реке?
✓ Сколько в слове может быть слогов?
✓ Что делает дятел?
✓ Как узнать количество слогов слове?
✓ Кто живет в лесу?
✓ Чем отличается слог от слова?
! Вывод: повторить правило выявления слогов в слове.
2. Развитие внимания, зрительного восприятия.
— Вы должны записать слова под диктовку на листы и разделить их на слоги.
Слова: собака, заяц, ёжики, дятел, книга, улитка, котёнок, радуга, солнце.
! Проверка: назовите мне слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов, из трёх, из четырёх.
3. Работа в группах.
— У вас на столе лежат карточки с заданием. В карточке написан только первый слог слова. Вы должны дописать слова, чтобы получилось новое слово. К каждому слогу записать по два слова.
«Знатоки»: МА, РЕ, КО, ШИ.
«Всезнайки»: ВЕ, СО, ПА, РУ.
! Проверка: каждая команда зачитывает свои слова.
4. Физкультминутка
«На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям Физкультпривет!»
5. Конкурс капитанов.
— Капитаны команд выходят к доске и выполняют задания на закрытых досках.
Разгадайте анаграмму. Найдите, какое слово спряталось.
«Знатоки»:
4 6 3 7 1 5 2 6 3 5 8 1 4 2 7 7 4 1 5 8 6 3 2
т е р т п р о е р с ь к у а л а т л о д п с и
«Всезнайки»:
4 1 8 7 5 3 6 2 5 1 4 6 3 2 3 6 4 1 9 2 7 5 8
А б о н т р и у к с ч а е в л и е т р е з в о
!Проверка капитанов!
— А пока наши капитаны разгадывают слова.
! Проверка капитанов.
6. Работа у доски.
На доске написаны слова, вы должны вставить потерянную букву.
«Потерянные буквы»
1 КОМАНДА
Потерялась буква О
З В Н К –
Г Р Д –
М Р З –
Г Л С –
2 КОМАНДА
Потерялась буква И
БЛ НЧ К –
П НГВ Н –
Ф Н Ш –
Ч Ж К –
7 . Работа со слогами.
— На доске вы видите много осколков. Это осколочный рисунок клумбы. Вы должны составить слова из слогов, и клумба вновь засияет красотой. Кто быстрее составит слова, тот поднимает руки.
У детей карточки со слогами:
маш Ро ка
си лёк Ва
ди ка Гвоз
— Назовите одним словом. (цветы). Молодцы! Посмотрите, какая красивая клумба у нас появилась!
— Сосчитайте, сколько гвоздик на клумбе? Сколько васильков? Сколько ромашек?
— Каких цветов больше всего?
— Каких цветов меньше всего?
(Дети дают полные ответы с употреблением формы множественного числа существительных в родительном падеже).
8. Работа в парах.
«Расколдуем чудесный сад» (осколочный рисунок сада в черно-белых тонах)
— У вас на столе есть карточки со слогами. Переставьте слоги так, чтобы получилось новое слово. Запишите эти слова и разделите их на слоги.
кос А бри
син А пель
град Ви но
рин да Ман
ня Яб ло
— Назовите одним словом. Как можно назвать фрукты другим словом (плоды).
— Мы расколдовали сад.
— Какой это сад? (прекрасный, чудесный).
— Какой сок получится их этих плодов?
Образование относительных прилагательных:
абрикос — абрикосовый; мандарин – мандариновый; апельсин – апельсиновый; виноград – виноградный; яблоня – яблочный.
— Что общего у цветов и фруктов? (В числе прочих сходств необходимо выделить запах).
— Какой у них запах? (приятный) Как можно назвать приятный запах иначе? (аромат).
Чтение слова, выделение гласных, деление на слоги.
— Сколько слогов в слове аромат? (3) Давайте вспомним правило об этом.
Сколько в слове гласных-
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
9. Пальчиковая разминка
«Этот пальчик в лес пошел…»
10. Составление слов из слогов, данных в беспорядке. (Работа в группах).
Работаем у доски. Доска поделена на две части. Для каждой команды у
доски лежат конверты. Ребенок от каждой команды подбегает, берет
конверт под №1, открывает его и составляет слово из слогов. Затем пишет его на доске. Главное сделать все правильно и быстро.
✓ У КА ЛИТ ТА КОН ФЕ ГА КНИ ГА ЗИН МА (улитка, конфета, книга, магазин).
✓ ТЕР ВЕР РО ВО НА КО ШО ЛАД У ЦА ЛИ (улица, ветер, шоколад, ворона).
! Проверка. После всех составленных слов, мы проверяем. Читаем слово на доске и на экране появляется слово. Если слова одинаковые, значит задание выполнено, верно.
11. Работа с предложением.
Закончи предложение.
— Я читаю предложение, вы должны дописать одно слово. Слово выписываете на листик, затем пишите сколько в слове слогов.
Медведь осенью засыпает, а весной … .
Берёзка от ветра наклонилась, а затем … .
Мокрое бельё развешивают, а сухое … .
Вечером солнце заходит, а утром … .
Старую мебель надо вынести, а новую … .
Мальчик рукавичку уронил, а потом … .
Птицы осенью улетают, а весной … .
Весна уходит, а лето … .
Старые дома сносят, а новые … .
Пчела в улей влетела, а затем … .
Дождь травку намочил, а солнышко …
III. Итог занятия
1. Игра со слогами
— Возьмите у первого слога первый слог, у второго слова – второй слог.
«Подсказка»:
1 + 2:
Лупа + мина = луна
Чайник + щука = чайка
Коза + конфета = кофе
Зина + мама = зима
Жаба + кора = жара
Метель + пушок = мешок
Котёнок + роса = коса
Ворона + мода = вода
Папа + макет = пакет
IV. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.
— Молодцы! Наше занятие подходит к концу. Давайте мы с вами подсчитаем количество фишек команд и подведем итоги нашего соревнования.
— А пока я подсчитываю ваши правильные ответы. Вы должны приклеить красные шарики к веселому мишке, который на доске. Или синие шарики к грустному мишке.
Победила …
— Урок окончен.
Спасибо за внимание!