Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: С. А. Есенин «Пороша» (Акцентное вычитывание лирического стихотворения)
Цели: учить, вслушиваясь в стихотворение, определять настроение автора и характеризовать его; обратить внимание на лексику стихотворения; совершенствование словарного запаса: толкование слова «пороша».
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
— Ребята, мы знаем, что прочитать художественное произведение выразительно очень трудно. Для этого мало выучить его наизусть. А что еще нужно? (Нужно понять, о чем пишет автор, какие картины он рисует.)
— А что еще надо понять? (Стихотворный ритм, чтобы при чтении его передать голосом.)
— И многое другое. Попробуем облегчить себе задачу по выразительному чтению предварительной работой — попытаться понять картину жизни, выявить рассказчика, его настроение.
II. Работа со стихотворением.
Строфа 1 . Герой (прямо говорит о себе: «еду») едет на коне («под копытом») и смотрит вокруг. Все, что он видит, вызывает у него «тихое» («тихо») и «звонкое» настроение («слышны звоны под копытом на снегу»). И этому настроению мешают «только серые вороны» своим шумом («расшумелись на лугу»).
Строфа 2. Настроение героя меняется, становится сказочным. Лес — не простой, а «заколдован невидимкой», он «дремлет» «под сказку сна». И сосна будто живая: «словно белою косынкой подвязалася сосна». Герой любуется сказочной картиной.
Строфа 3 . Герой продолжает рассматривать сосну. Снова сравнивает ее с человеком («понагнулась, как старушка»). Ему нравится эта сосна-старушка (а не «старуха»), и слово-то какое он выбирает — «понагнулась», ласковое, теплое.
Строфа 4. Герой доволен тем, что «скачет конь», что «вокруг простору много», что «валит снег», а не просто идет сильный снег, а зима как бы «стелет шаль», покрывая землю. Любуется он и бесконечной дорогой, которая «убегает лентой вдаль». И не просто «убегает», но убегает «лентой». Красота природы вызывает у рассказчика чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.
III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.
— Вот какие картины видит рассказчик, вот как они меняются, вот как меняется и настроение самого рассказчика. Второе, что нам надо выяснить и что поможет нам выразительно читать стихотворение — это выявление стихотворного ритма и рифмы. Закон конца строки поможет нам делать паузы в конце стихотворных строк, а рифма, подчеркивая этот закон, требует еще и дополнительного внимания к себе, рифмующиеся слова необходимо немного выделять голосом. И наконец, сам закономерный повтор ритмического рисунка в строках поможет нам передать, выразить музыку стиха.
Учитель заполняет на доске схемы под хлопки. Дети отмечают конец строки чертой.
IV. Вывод.
— Ритмический рисунок очень четкий и красивый. Повторяется даже количество слогов в рифмующихся строках. Первая строка «задает» повтор группы слогов вокруг ударного: _’ _.
Но затем этот повтор четко не повторяется: то два, то три, то опять четыре ударных слога в строке. Можно, конечно, добавить ударений, но красиво ли это будет звучать при чтении?
Дети и учитель скандируют с добавочными ударениями, чтобы получился четкий повтор группы слогов «ударный + безударный». Выясняют, что это звучит нарочито, не помогает передать настроение рассказчика, а, наоборот, мешает.
— Другой вариант — снять лишние ударения, чтобы выявить одинаковый ритмический рисунок во всех строках. Лучше всего
— по два ударных в строке. Но и этот рисунок нельзя выполнять жестко. Например, первая строка начинается двумя маленькими односложными предложениями — после каждого точка, то есть автор рассчитывает на паузы. Надо ли с этих слов снимать ударение, или это нарушит настроение героя?
— Теперь, думаю, вы готовы читать эти стихи выразительно. А мы все будем критиками. Оценим выразительность вашего чтения.
Тех, кто не успеет прочитать в классе, выслушать во внеурочное время.