Конспект урока «Я — гражданин России», 3 класс. Окружающий мир

Поделиться:

Нестандартный урок для младших школьников 3 класса. Тема «Я – гражданин России»

Оборудование:

— портреты русских поэтов;

— репродукции картин русских художников;

— фломастеры или карандаши;

— листочки;

— Российский герб;

— фонограмма гимна (текст гимна);

— карта и глобус.

I. Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Прочитайте тему урока.

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

(Высказывания детей.)

— Вы рассказали, в каких прекрасных местах провели каникулы, что видели, что нового узнали. Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой. Как часто мы слышим громкое, звучное слово — Родина. А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова?

(Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом: «Родина — это — …)

— Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. А теперь представьте (включается музыка): знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?

— Талантливые люди: поэты, художники — сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

(Учитель обращает внимание детей и родителей к репродукциям картин русских художников, просит назвать их авторов.)

Ученик читает стихотворение М. Исаковского:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это — русское раздолье,

Это — русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это — русские картины,

Это — родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это — русская сторонка,

Это — родина моя!

II. Раскрытие понятия: государство. Творческая работа.

А) — Вы, ребята, говорили, что Родина — это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина- это дом, в котором живём. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина- это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.

Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (Учитель показывает свидетельство о рождении.)

Что в нём записано, кто знает? (Высказывания детей, родители помогают.)

Да, этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.

Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?

(России, российской Федерации.)

    

    

    

    

    

    

    

    

     

     

    

А теперь попробуйте заменить слово «страна» словом- синонимом. Эти слова обозначают одно и то же. Можно сказать Россия — страна и государство.

Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертания нашего государства. У каждого государства есть свои границы.

(Обращение к карте, учитель обводит но карте границы красным.)

— Итак, каждое государство имеет свои границы, изобразите на своих листочках границы страны и подпишите сверху: государство.

(Дети схематично рисуют границы и подписывают.)

Б) Игра.

А теперь предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, используя только буквы слова «государство». Затем мы выберем слова, которые связаны с понятием «государство».

(К этой работе присоединяются и родители. По истечении определённого времени зачитываются варианты, учитель выборочно записывает их на доске. Каждое слово обсуждается, обосновывается.)

Варианты:

ГОРОД — меньшая часть страны;

РУДА — полезное ископаемое;

ДОРОГА — без них не возможно передвижение по стране;

СУД — государственное учреждение, которое разрешает споры;

ВОДА — народное достояние;

РОСТ — движение, развитие;

РОТА — защитники государства;

ТОВАР — торговля в стране, с другими странами;

РОД, РОДСТВО — семейная группа, государство заинтересовано, чтобы создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как вы, вы — будущее России.

Без кого не может существовать государство? (Без людей).

Нарисуйте себя в контуре страны.

В) Понятие о символах государства.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.

(Учитель рассказывает кратко об истории возникновения символов нашей страны, опираясь на знания детей и родителей. Можно заранее подготовить группу детей.)

— А в какой стране вы хотели бы жить? Что мешает людям нашей страны жить счастливо?

(Высказывания детей и родителей.)

Многие из вас высказались об ужасах войны и т. д.

— А сейчас послушайте размышления ваших московских сверстников, их чувства и мысли очень созвучны с вашими. Их стихи прочитают наши ребята (стихи подобраны по выбору учителя).

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

 

Я хотела б жить в стране,

Где зима и лето.

Я б хотела, как Есенин,

Быть её поэтом.

Я хочу, чтоб президент

Умным был и честным,

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли

Весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли,

И не было б оружья.

 

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг.

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

В заключение урока учитель предлагает исполнить Российский гимн.

Автор: Малахова М. М.