Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с устным народным творчеством; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.
Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с потешками, песнями; учебники.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю» наизусть.
III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
— Ребята, на доске зашифрованы слова. Расшифруйте их.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | А | О | Е | У | Т | С | В |
2 | Н | Ч | И | Р | Л | Д |
|
1. 4,1; 6,1; 5,1; 1,2; 2,1; 3,1.
2. 1,2; 1,1; 4,2; 2,1; 6,2; 1,2; 2,1; 3,1.
3. 5,1; 7,1; 2,1; 4,2; 2,2; 3,1; 6,1; 5,1; 7,1; 2,1.
(Дети расшифровывают слова, учитель записывает их ниже или выставляет карточки со словами. Получится: «Устное народное творчество».)
— Вы расшифровали название раздела учебника, который мы начнем сегодня изучать. Как вы понимаете это название?
— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?
— Чему мы научимся?
IV. Физкультминутка
Лебеди
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Быстро, бесшумно на воду садятся.
Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
V. Работа по теме урока
— Разберемся с помощью авторов учебника, проверим наши предположения.
(Дети читают текст на с. 14.)
— Как вы поняли слово «устное»? (Примерный ответ. Устное — значит, из уст в уста, т. е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец — сыну, бабушка — внучке и т. д. Атак как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)
— Что означают слова «творчество» и «народное»? (Примерный ответ. Творчество — от слова «творить», т. е. создавать. Народное — значит, что это создал народ, а не кто-то один.)
— Найдите в словарике (с. 213) объяснение выражения «передавать из уст в уста».
— Ребята, как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки.)
— Прочитайте пословицы на с. 15, объясните их смысл.
— Что ценит русский народ, каких людей уважает? (Ценит труд, уважает трудолюбивых людей.)
— Придумайте рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».
(Ученики работают самостоятельно.)
— Расскажите, что у вас получилось.
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название?
Домашнее задание
Выписать в рабочую тетрадь несколько пословиц о трудолюбии.
Автор: Кутявина С. В.