Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить со стихотворением А. Майкова «Весна»; учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения).
Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать произведения (что общего и в чем различие), создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов А. Майкова, его портрет, репродукции картин Е. Волкова «В конце зимы», В. Пурвита «Последний снег».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение М. Пляцковского с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально).
Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в саду смородина —
Это тоже Родина.
— Какую картину вы представили?
— Как вы понимаете, что такое Родина?
— Как вы думаете, почему наш урок мы начали именно с этих строчек? Ведь мы изучаем раздел «Картины родной природы». (Природа и Родина — понятия неразделимые. Мы помним слова М. Пришвина: «Охранять природу — значит охранять Родину».)
III. Проверка домашнего задания
(Чтение сочиненных текстов, представление иллюстраций.)
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте с доски название темы урока. Подумайте, какие задачи мы поставим. На какие вопросы ответим?
— Прочитайте название стихотворения нас. 141 учебника. Как вы думаете, о чем оно? (Оно, наверное, о том, как приходит весна.)
— Кто из вас любит это время года?
— Как вы встречаете весну, расскажите.
(Чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие чувства вы испытывали при прослушивании этого стихотворения? Менялось ли ваше настроение по мере чтения?
— Какие слова были непонятны?
КОЛЕСНИЦА — в старину: большой колесный экипаж.
ТЩЕДУШНЫЙ —хилый, слабосильный.
БЛАГОВОННЫХ(ветерков) — ароматных, душистых.
САВАН БЕЛЫЙ — широкое одеяние, покров из белой ткани (снежный саван — перен.: о белизне снега, о широком снежном пространстве).
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Сравнение произведений
(Самостоятельное чтение учащимися стихотворения жужжащим способом.)
— Похоже это стихотворение на сказку? Докажите, используя поэтические строки.
— Как называется прием, когда поэт говорит о временах года как о живых существах? (Олицетворение.)
— Кто кому противопоставлен в стихотворении? (Зима Весне)
— Какие звуки мы слышим в стихотворении А. Майкова? Перечислите.
— Одинаковые ли это звуки? Подтвердите текстом.
— Читать стихи можно с разной интонацией и темпом. А как будете читать стихотворение А. Майкова вы?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Рассмотрите в учебнике на с. 141—142 репродукции картин Е. Волкова и В. Пурвита. Сходны ли они по настроению со стихотворением А. Майкова «Весна»?
(Далее работа ведется по каждой картине.)
— Какое время года изображает художник?
— Назовите признаки ранней весны.
— В каких красках нарисована картина?
— Почему выбраны такие краски?
— Какой день изображает художник?
— Какое настроение вызывает картина?
— Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, какое время года изображено на картинах?
— Чем вам понравилась картина?
VII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились на уроке?
— Сравните их. Что вы можете о них сказать?
Домашнее задание
Выучить стихотворение. Читать произведения о природе. Принести на урок сборники с рассказами о природе. По желанию нарисовать иллюстрации к ним.