Конспект урока литературного чтения, 3 класс. А. Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы». В. Пурвит «Последний снег»

Поделиться:

Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить со стихотворением А. Майкова «Весна»; учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения).

Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать произведения (что общего и в чем различие), создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов А. Майкова, его портрет, репродукции картин Е. Волкова «В конце зимы», В. Пурвита «Последний снег».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение М. Пляцковского с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально).

Слышишь песенку ручья?

Это — Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это — Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон дождей, и шум ветвей,

И в саду смородина —

Это тоже Родина.

— Какую картину вы представили?

— Как вы понимаете, что такое Родина?

— Как вы думаете, почему наш урок мы начали именно с этих строчек? Ведь мы изучаем раздел «Картины родной природы». (Природа и Родина — понятия неразделимые. Мы помним слова М. Пришвина: «Охранять природу — значит охранять Родину».)

III. Проверка домашнего задания

(Чтение сочиненных текстов, представление иллюстраций.)

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте с доски название темы урока. Подумайте, какие задачи мы поставим. На какие вопросы ответим?

— Прочитайте название стихотворения нас. 141 учебника. Как вы думаете, о чем оно? (Оно, наверное, о том, как приходит весна.)

— Кто из вас любит это время года?

— Как вы встречаете весну, расскажите.

(Чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали при прослушивании этого стихотворения? Менялось ли ваше настроение по мере чтения?

— Какие слова были непонятны?

КОЛЕСНИЦА — в старину: большой колесный экипаж.

ТЩЕДУШНЫЙ —хилый, слабосильный.

БЛАГОВОННЫХ(ветерков) — ароматных, душистых.

САВАН БЕЛЫЙ — широкое одеяние, покров из белой ткани (снежный саван — перен.: о белизне снега, о широком снежном пространстве).

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Сравнение произведений

(Самостоятельное чтение учащимися стихотворения жужжащим способом.)

— Похоже это стихотворение на сказку? Докажите, используя поэтические строки.

— Как называется прием, когда поэт говорит о временах года как о живых существах? (Олицетворение.)

— Кто кому противопоставлен в стихотворении? (Зима Весне)

— Какие звуки мы слышим в стихотворении А. Майкова? Перечислите.

— Одинаковые ли это звуки? Подтвердите текстом.

— Читать стихи можно с разной интонацией и темпом. А как будете читать стихотворение А. Майкова вы?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Рассмотрите в учебнике на с. 141—142 репродукции картин Е. Волкова и В. Пурвита. Сходны ли они по настроению со стихотворением А. Майкова «Весна»?

(Далее работа ведется по каждой картине.)

— Какое время года изображает художник?

— Назовите признаки ранней весны.

— В каких красках нарисована картина?

— Почему выбраны такие краски?

— Какой день изображает художник?

— Какое настроение вызывает картина?

— Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, какое время года изображено на картинах?

— Чем вам понравилась картина?

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились на уроке?

— Сравните их. Что вы можете о них сказать?

Домашнее задание

Выучить стихотворение. Читать произведения о природе. Принести на урок сборники с рассказами о природе. По желанию нарисовать иллюстрации к ним.