Урок литературного чтения в 3 классе. Саша Черный «Летом». А. Рылов «Зеленый шум». Сравнение произведений литературы и живописи
Цели: познакомить с произведением Саши Черного «Летом», с его жизнью и творчеством; формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение; учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, сравнивать поэтический текст и произведение живописи; учить создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений.
Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: портрет и выставка книг Саши Черного, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборник «Времена года. Стихи русских поэтов».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Перепел перепелку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
— Прочитайте скороговорку медленно, затем с ускорением (вопросительно; утвердительно; с восклицательной интонацией; сердито; весело; быстро; очень быстро).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Как вы думаете, почему перепел прятал перепелку и перепелят от ребят? (Потому что ребята могут им навредить: напугать или даже поймать…)
— Разве ребята не понимают, что этого нельзя делать? (К сожалению, есть такие ребята, которые любят хулиганить.)
— Как нужно вести себя в природе? (Главное правило: не навреди!)
— Прочитайте с доски тему урока. Определите его задачи. Чем мы будем заниматься? На какие вопросы ответим в конце урока?
IV. Работа по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества Саши Черного
— Кто автор произведения, которое мы будем изучать? (Саша Черный.)
— Знаете ли вы что-нибудь о нем? Какие произведения читали? Вам поможет выставка книг.
Саша Черный (настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932) — поэт, прозаик, переводчик. Он родился и рос в семье аптекаря, детские годы провел на Украине. В его рассказах «Самое страшное», «Невероятная история», в стихотворении «Приготовишка» отразились воспоминания о детстве в городе Белая Церковь.
Из этого города семья С. Черного сначала переехала в Одессу, потом в Житомир, где будущий поэт учился в гимназии и откуда сбежал в 15 лет в Петербург. В Петербурге С. Черный был постоянным автором известного журнала «Сатирикон» и многих других российских журналов того времени. К. Чуковский писал: «Получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихов Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть».
С. Черный очень любил детей. К. Чуковский вспоминал: «В одно из воскресений на Крестовском в летний горячий день я услыхал десятки голосов, звонко кричавших: “Саша, Саша, скорее сюда!” — и увидел, что он… охотно откликается на эти призывы. Он сидел полуголый в лодке, взятой, очевидно, напрокат, и его черные глаза маслянисто поблескивали. Лодка была полна малышей, лет семи или немного постарше, которых он только что прокатил до моста и обратно, и теперь его ждали другие, столпившиеся неподалеку на сваях: “Саша, сюда, сюда!” Он бережно высадил одних пассажиров и, наполнив свою лодку другими, тотчас же пустился в новый рейс.
Все это были дети из прибрежных дворов, незнакомые дети, которых он прежде никогда не видел, да и они знали про него лишь одно: что он — Саша. Обычно они околачивались на берегу целый день и безнадежно кричали каждому из проплывающих в лодке: “Дяденька, прокати!” Но те даже не глядели в их сторону. На этот раз мальчишкам посчастливилось…»
С. Черный много писал для детей (сборники «Голубая книжка», «Детский остров», книга стихов «Тук-тук», «Живая азбука», загадки, два тома книг для чтения «Радуга. Русские поэты»),
2. Работа над стихотворением Саши Черного «Летом»
— Как вы думаете, о чем мог рассказать нам автор этого стихотворения?
— Прочитаем стихотворение на с. 151 учебника и проверим наши предположения.
(Чтение стихотворения учителем.)
— Ваши впечатления от услышанного? Понравилось вам стихотворение?
— Перечитайте его еще раз. Какие картины рисует поэт в стихотворении? Опишите.
— Найдите слова, которые помогают вам представить эти картины.
(Учащиеся читают эти строчки.)
— Как называются эти средства художественной выразительности? {Сравнение, олицетворение.)
— Найдите в тексте средства художественной выразительности. Выпишите их в «Творческую тетрадь». (Веет ветер- самолет; рябинка вечно с ветром не в ладу; бежит тропинка; толстуха-мать и т. д.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Сравнение произведений живописи и литературы
— Рассмотрите на с. 150 учебника репродукцию картины А. Рылова «Зеленый шум».
— Как бы вы назвали эту картину?
— Что подвластно ветру на картине?
— Что хотел поведать нам живописец, создавший пейзаж «Зеленый шум»?
Аркадий Александрович Рылов (1870—1939), живописец, мастер романтических пейзажей. Посмотрим на его картину: зритель словно стоит на возвышенности, с которой открывается широкий вид на пойму темно-синей реки с парусами лодок. Рядом с ним шумят старые, молодые и совсем юные деревья. День, как видно, выдался ветреный. По чистому весеннему, нежно-бирюзовому небу несутся кучевые облака. Белые, лиловые, розовые — они освещены невидимым на картине, но где-то близко сверкающим солнцем. От этого и листва деревьев светится по-разному. Она будто осыпана блестящими драгоценными камнями — это перевернулись от ветра сотни трепещущих, пляшущих листочков.
На солнечной стороне листва светится теплыми — зелеными и желтоватыми бликами, на темной — погружена в холодную гамму темнозеленых, почти черных тонов.
Вся природа ликует. Она преисполнена силы и свежести. По русской земле идет-гудет Зеленый Шум… Деревья, только что одевшиеся нарядной листвой, и буйный, озорной ветер водят хоровод.
В своих «Воспоминаниях» А. А. Рылов писал: «Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот “зеленый шум”…
Над картиной «Зеленый шум» (1904) художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга.
— Совпадают ли стихотворение и картина по настроению? Подтвердите текстом.
(Выборочное чтение отрывков из стихотворения, соответствующих картине.)
— Составьте рассказ по репродукции картины А. Рылова «Зеленый шум». Запишите его в «Творческую тетрадь» на с. 57. (Примерный текст сочинения. На картине Аркадия Рылова «Зеленый шум» изображен ветреный летний день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под порывами сильного ветра. Их листва шумит и трепещет. Тоненькие молодые березки как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все громче и громче. На втором плане маленькие лодочки под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто перышки. Даже облака не могут их догнать.
Эта картина вызывает у меня чувство восхищения природой, ее красотой и могуществом.)
(Самостоятельная работа учащихся.)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— На какие вопросы урока нам удалось ответить на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения Саши Черного. Дописать свой текст.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна