Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Сборники произведений о природе

Поделиться:

Урок литературного чтения в 3 классе. Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе

Цели: учить читать лирические произведения, определять слова, создающие настроение, работать с книгой (находить нужную книгу, прогнозировать произведение по обложке), пользоваться тематическим каталогом.

Планируемые результаты: предметные: осмыслять настроение лирических текстов, размышлять над ними, сравнивать прозаический и поэтический тексты, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях), ориентироваться в учебной и художественной книге, проводить анализ книги по обложке, обобщать учебный материал; личностные: видеть и понимать прекрасное, бережно относиться к природе и людям.

Оборудование: сборники «Времена года. Стихотворения русских поэтов о природе», «Четыре времени года. Приметы, загадки, пословицы, стихотворения», «Стихи о весне», серия «Поэтический класс», «Чиста небесная лазурь. Стихи русских поэтов», И. Соколов-Микитов «Рассказы о природе», «Наш дом. Стихи и рассказы русских писателей», «Детства золотая пора. Стихи и рассказы», «Прощание с летом. Стихи и рассказы русских писателей».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Работа с выставкой книг

— Рассмотрите выставку книг.

— Какие книги представлены на выставке? Кто их авторы? Что их объединяет?

— Чем они различаются? Дайте название выставке книг.

— Можно ли сказать, что на выставке представлены книги известных русских поэтов ХIХ-ХХ вв.?

— Какими книгами можно дополнить эту выставку? Можно ли включить в нее стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина?

— Найдите с помощью тематического каталога другие произведения русских поэтов и писателей о природе. Кто из авторов вам знаком? Какие произведения вы не читали?

— Создайте выставку книг «Природа в произведениях русских писателей и поэтов». Придумайте рекламу понравившейся книге.

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

1. Конкурс чтецов

— Что вам хочется прочитать друзьям на уроке? Прочитайте выразительно понравившиеся произведения или отрывки из них.

(Выразительное чтение произведений.)

2. Викторина

(Учащиеся делятся на команды.)

— В поэзии С. Есенина много «золотых» и «серебряных» слов: серебрит, золотые, серебряные, серебром, золотом… Вставьте их на месте пропущенных слов.

(Вопросы задают по очереди каждой команде. За верный ответ — жетон.)

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в… (серебре). («Черемуха».)

 

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг… (серебрит). («Ночь».)

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым… (серебром). («Береза».)

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят… (серебряные) росы. («С добрым утром!».)

 

(Серебрится) …река.

(Серебрится) …ручей.

(Серебрится) …трава

орошенных степей. («Ночь».)

— Сейчас я вам прочитаю фрагменты стихотворений А. Блока. Найдите рифму.

Старый дедушка сел у стола,

Наклонился и дует на блюдце,

Вон и бабушка с печки сползла,

И кругом ребятишки… (смеются). («Снег да снег»!)

 

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей… (привольно). («Ворона».)

 

Веселимся, кружимся,

Хороводом… (тешимся). («Веселимся, кружимся».)

 

Бледный, бледный луг цветущий,

Мрак ночной, по нем ползущий,

Отдыхает, спит.

Жутко выйти на дорогу:

Непонятная тревога

Под луной… (царит). («Ночью».)

 

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому… (попасть). («Зайчик».)

 

Красное солнце!

Глянь-ка в… (оконце). («Веселимся, кружимся».)

— Какое слово должно стоять перед вопросительным знаком в конце таких отрывков из стихотворений Саши Черного?

— Отчего у птичек

Нет… (рукавичек)? («Приставалка».)

— Отчего шоколадки

Не растут на… (кроватке)? («Приставалка».)

 

Ты представь такую штуку, —

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой… (черед)? («Что ты тискаешь утенка?»)

 

Лошадь кушала, старалась,

Только кошка удивлялась:

«Отчего все таракашки

Растолстели, как… (барашки)? («Бобина лошадка».)

 

Отчего ты, мартышка, грустна

И прижала к решетке головку?

Может быть, ты больна?

Хочешь сладкую скушать… (морковку)?

(«Мартышка».)

 

Жду и жду я, жду напрасно —

Колокольчик онемел…

Месяц, брат мой, месяц красный,

Месяц ясный,

Отчего ты… (побледнел)? («Когда никого нет дома».)

 

Здравствуй, Катя! Ты из школы?

Две косички, кнопкой нос.

Я приятель твой веселый…

Сдернуть шапочку с… (волос)? («Песня ветра».)

 

Кто там бродит возле дома?

Мишка с липовой ногой,

Дочка сна, колдунья-дрема?

Черт ли с Бабою… (-ягой)? («Сверчок».)

V. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VI. Подведение итогов урока

— Какие произведения вам захотелось прочитать самим? Какие книги понравились?

Домашнее задание

Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна