Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Заходер «Что такое стихи?»

Поделиться:

Урок литературного чтения в 3 классе «Б. Заходер «Что такое стихи?» Особенности поэтического жанра». УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с произведением Б. Заходера; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализировать лирическое произведение; создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка), осмыслять настроение лирического текста Б. Заходера; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: портрет и выставка книг Б. Заходера; карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно чистоговорку.

Черной галке

Черный дрозд

Подарил черники гроздь.

Черная галка

Чернику склевала,

Только, представьте,

Чернее не стала.

А. Долгополов

— Понравилась вам чистоговорка?

— Какой звук повторяется?

— Прочитайте медленно (начиная читать медленно, постепенно ускоряйте темп; начиная читать быстро, постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

Ill. Сообщение темы и постановка целей урока

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Вспомните, как он называется. («Картины родной природы».)

— На прошлом уроке вы составляли свои тексты. Кто желает их прочитать? Какие иллюстрации вы приготовили?

— Вспомните, что мы узнали из диалога Ани и Вани на прошлом уроке. (Аня сказала, что стихотворения звучат сказочно, мелодично, в них много красивых слов. А Ваня сказал, что он сам пробовал сочинять стихи. В них была и рифма, и ритм, но не хватало творчества. Зато ему понравилось читать стихи.)

— Прочитайте слова профессора Самоварова на с. 138 учебника.

— Прочитайте тему урока, определите его задачи.

— Что такое творчество? Может ли оно объединять писателя и читателя? Приведите примеры.

— Можно ли созданные вами книгу, иллюстрацию, написанное сочинение назвать творчеством?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 139 учебника название стихотворения. Как вы думаете, о чем в нем может говориться?

— Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Что такое стихи?».

(Учащиеся читают самостоятельно.)

— Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор отвечает на свой вопрос.

— В какой форме он рассуждает об этом в начале стихотворения? (Сначала он использует вопросительную форму.)

— Кто отвечает автору? (Автору отвечает Стихотворение.)

— Прочитайте эти строчки.

— Прочитайте строчки, в которых стихотворение делает оговорку, со слов: «Но…»

(Учащиеся читают последние 8 строчек.)

— Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Один — за автора, другой — за его произведение.

(Работа в паре.)

— Прочитайте выразительно. Как нужно его читать?

— От чьего имени написано стихотворение? (Оно написано от имени автора и Стихотворения.)

— Как вы поняли, что же такое стихотворение?

— Все ли слова были вам понятны?

— Когда мы слышим музыку сердца?

— Когда поет разум? Может ли разум петь?

— Что такое вдохновение? Когда нас посещает вдохновение?

— Что такое творчество читателя и поэта?

— Отвечает ли автор стихотворения на вопрос, который вынесен в заголовок?

— Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?

— Приготовьтесь читать выразительно. Не забудьте: чтобы прочитать выразительно, надо читать… (…так, как читаешь для себя.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Чьи стихи мы сегодня читали?

— О чем они?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения (по желанию — выучить наизусть).