Урок литературного чтения в 3 классе «Б. Заходер «Что такое стихи?» Особенности поэтического жанра». УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с произведением Б. Заходера; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализировать лирическое произведение; создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка), осмыслять настроение лирического текста Б. Заходера; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: портрет и выставка книг Б. Заходера; карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно чистоговорку.
Черной галке
Черный дрозд
Подарил черники гроздь.
Черная галка
Чернику склевала,
Только, представьте,
Чернее не стала.
А. Долгополов
— Понравилась вам чистоговорка?
— Какой звук повторяется?
— Прочитайте медленно (начиная читать медленно, постепенно ускоряйте темп; начиная читать быстро, постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).
Ill. Сообщение темы и постановка целей урока
— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Вспомните, как он называется. («Картины родной природы».)
— На прошлом уроке вы составляли свои тексты. Кто желает их прочитать? Какие иллюстрации вы приготовили?
— Вспомните, что мы узнали из диалога Ани и Вани на прошлом уроке. (Аня сказала, что стихотворения звучат сказочно, мелодично, в них много красивых слов. А Ваня сказал, что он сам пробовал сочинять стихи. В них была и рифма, и ритм, но не хватало творчества. Зато ему понравилось читать стихи.)
— Прочитайте слова профессора Самоварова на с. 138 учебника.
— Прочитайте тему урока, определите его задачи.
— Что такое творчество? Может ли оно объединять писателя и читателя? Приведите примеры.
— Можно ли созданные вами книгу, иллюстрацию, написанное сочинение назвать творчеством?
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 139 учебника название стихотворения. Как вы думаете, о чем в нем может говориться?
— Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Что такое стихи?».
(Учащиеся читают самостоятельно.)
— Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор отвечает на свой вопрос.
— В какой форме он рассуждает об этом в начале стихотворения? (Сначала он использует вопросительную форму.)
— Кто отвечает автору? (Автору отвечает Стихотворение.)
— Прочитайте эти строчки.
— Прочитайте строчки, в которых стихотворение делает оговорку, со слов: «Но…»
(Учащиеся читают последние 8 строчек.)
— Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Один — за автора, другой — за его произведение.
(Работа в паре.)
— Прочитайте выразительно. Как нужно его читать?
— От чьего имени написано стихотворение? (Оно написано от имени автора и Стихотворения.)
— Как вы поняли, что же такое стихотворение?
— Все ли слова были вам понятны?
— Когда мы слышим музыку сердца?
— Когда поет разум? Может ли разум петь?
— Что такое вдохновение? Когда нас посещает вдохновение?
— Что такое творчество читателя и поэта?
— Отвечает ли автор стихотворения на вопрос, который вынесен в заголовок?
— Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?
— Приготовьтесь читать выразительно. Не забудьте: чтобы прочитать выразительно, надо читать… (…так, как читаешь для себя.)
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Чьи стихи мы сегодня читали?
— О чем они?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения (по желанию — выучить наизусть).