Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Басни Л. Н. Толстого. Специфические особенности басни как жанра
Цели: вспомнить прочитанные произведения Л.Н. Толстого, факты его биографии; познакомить с баснями «Кто прав?» и «Мудрый старик»; воспитывать любовь и уважение к окружающим; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Рассказы обучающихся о Л.Н. Толстом.)
— Что нового вы узнали о писателе? Каким он был?
(Если есть возможность, то можно показать кадры диафильма «Детство Льва Толстого».)
III. Работа по теме урока
— Какие его произведения вы знаете и помните?
— На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
— Что такое басня? (Примерный ответ. Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Первичное чтение басни «Кто прав?» учителем.)
— Ваши впечатления?
— В чем смысл, мораль басни?
— Прочитайте басню «Мудрый старик» про себя.
— Прочитайте выразительно вслух.
— Что делал старик?
— Что он ответил людям? Согласны ли вы с ним?
— Какие черты характера проявились у старика? (Ум, благородство, доброта, внимательное отношение к окружающим.)
— В чем заключается главная мысль басни Л.Н. Толстого?
— Прочитайте еще одну басню Л.Н. Толстого — «Два товарища». Определите, в чем ее мораль.
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?
Домашнее задание
Найти и прочитать другие басни Л.Н. Толстого. Подготовить выразительное чтение одной из них.