Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Тема: Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»
Цели: познакомить учащихся с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества.
Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Работа с загадками на с. 24—25.
— Могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей — полна горница людей» разные отгадки: арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан?
— Распределите загадки на тематические группы: животные, сад и огород, книга и письмо. Дополните каждую группу загадками, которые вы знали раньше.
III. Речевая разминка
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай —
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что-то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением; грустно, весело).
— Прочитайте выразительно.
IV. Введение в тему урока
— Любите ли вы сказки? Как бы вы объяснили: что такое сказка? (Высказывания детей.)
Материал для учителя
Самым первым творцом сказок был народ. Люди жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться с ним.
Сказки бывают разные. Есть волшебные, — в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, — в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, — в них описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.
Сегодня мы начинаем изучение русских народных сказок.
V. Работа по теме урока
(Чтение статьи Ю. Коваля «Сказки» на с. 28.)
— Что говорил о сказке А. С. Пушкин?
— Чему учит сказка? (Отличать добро от зла, хорошее от плохого.)
— Какие сказки автор называет вечными? (Народные.)
VI. Физкультминутка
(Под речевку учителя дети делают упражнения на коррекцию вдоха и выдоха, имитируя нюхание цветов.)
Цветы
Будем нюхать мы цветы
Необычной красоты.
Нюхать астру, нюхать мак,
Нюхать мальву, портулак,
Нюхать розу, лилию,
Хризантему милую.
И фиалки, и пионы.
Мы по нюху — чемпионы.
VII. Закрепление изученного
1. Работа с иллюстрацией
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 29. Какие сказки вспоминаются? Чему они учат?
2. Рассказ учителя о Ю. Мориц
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Юнны Мориц о сказках.
Материал для учителя
Юнна Петровна Мориц — русская поэтесса. Родилась 2 июня 1937 г. в Киеве. Ее отец работал инженером на транспорте, мать давала уроки французского языка и математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и даже дровосеком.
В год рождения Юнны по доносу арестовали отца, а через несколько месяцев признали невиновным. Он вернулся, но стал быстро слепнуть.
Война застала семью в Киеве. Четырехлетняя девочка начала сочинять стихи «от страха» в мире, где падали бомбы, горел эшелон с беженцами, где домом стал подвал, в котором раньше хранили мороженое. Туберкулез притуплял постоянное чувство голода, зато пробуждал воображение. Заикание и сильный тик не позволяли девочке ходить в детский сад, отстраняли ее от сверстников.
В 6 — 7 лет Юнна ходила в госпиталь, читала раненым стихи, писала письма на фронт, вышивала кисеты. Обычные для детей тех лет занятия стали чем-то вроде первых уроков поэтической словесности.
Позднее это время отразилось в целом ряде стихотворений: «Стены плачут» (1975), «Лимонницы, капустницы, белянки…» (1977), «После войны» (1980), «Чудное мгновенье» (1986), «Лунной ночью в январе…» (1986), «Детства тихая улочка…» (1988) и др.
В 1954 г. Юнна закончила школу в Киеве и поступила на заочное отделение филологического факультета. Училась она всегда отлично: и в школе (золотая медалистка), и на филфаке Киевского университета. В 1955 г. поступила на дневное отделение поэзии Литературного института имени М. Горького и окончила его в 1961 г.
Летом-осенью 1956 г. на ледоколе «Седов» она плавала по Арктике и была на зимовках, в том числе и на мысе Желания, что на Новой Земле. Зимовщики, летчики, моряки, их образ жизни, труд, законы арктического сообщества очень сильно повлияли на ее личность.
В 1961 г. вышла первая книга Мориц «Мыс Желания». Вторая книга — «Лоза» — была издана в Москве лишь через 9 лет, в 1970 г., поскольку поэтесса попала в «черные списки» за стихотворение «Памяти Тициана Табидзе», написанное в 1962 г.
Ее стихи для детей были напечатаны в 1963 г. в журнале «Юность», где по этому случаю возникла рубрика «Для младших братьев и сестер». В творчестве для детей у Ю. Мориц главенствует радость — то празднично-звонкая, то приглушенно-лирическая.
3. Стихотворение «Сказка по лесу идет…»
(Учитель читает стихотворение на с. 30—31.)
— Объясните, как вы понимаете выражения «Сказка по лесу идет», «Из реки выходит сказка», «Сказки бегают гурьбой».
— Герои каких сказок изображены на с. 30—31?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Определите, какое настроение передает автор в стихотворении.
— Какие слова выделим при чтении?
— Прочитаем вместе медленно и определим, где сделаем короткие паузы, а где длинные.
— Прочитаем стихотворение выразительно.
4. Викторина «Герои сказок»
1. Он и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает. (Иван.)
2. Живет в русских сказках, красоты неописуемой. Много горестей и бед доставляет Ивану-царевичу, а перья ее очень ценятся у царей. (Жар-птица.)
3. Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать… (Крошечка-хаврошечка.)
4. Живет в лесу, все живое ему подчиняется. А того, кто в лес попадет, — закрутит, обманет и назад не выпустит. {Леший.)
5. На цепях висит, пить просит. А смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где. (Кощей.)
6. Он и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился. (Емеля.)
7. Она самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и волка, и медведя, и старика со старухой. (Лиса.)
8. Его лиса обманула, а царевич в услужение взял. {Волк.)
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
IX. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о сказках?
— Какие бывают сказки?
— Чему очень важному учат нас народные сказки? Домашнее задание
Выучить стихотворение Ю. Мориц (с. 30-31).
Автор: Кутявина С. В.