Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Писатели-детям

Поделиться:

Урок литературного чтения во 2 классе

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с новым разделом, с биографией К. Чуковского; освежить в памяти знания о малых жанрах фольклора, вспомнить литературоведческую терминологию (рифма); развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух художественный текст; читать стихотворения выразительно, передавая настроение.

Оборудование: портрет и выставка книг К. Чуковского, аудио- или видеозаписи его сказок; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение «шипящим» способом.

Бревно

Лежало на пути бревно,

Мешало путникам оно.

Один сказал:

— Нехорошо!

Сказал

И знай себе пошел.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно

Перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был и хил, и мал.

Он молча скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

С. Баруздин

— Каковы ваши впечатления от стихотворения?

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

— Прочитайте выразительно.

III. Актуализация знаний. Определение целей урока

— Кто написал стихотворение, которое мы только что читали?

— Что хотел донести до нас автор, чему научить?

— Для чего писатели создают свои произведения?

— Почему мы их читаем? (Ответы детей.)

— Сегодня мы будем говорить об одном из самых замечательных детских писателей. А пока расшифруйте, что здесь написано.

 

1

2

3

4

5

1

А

Я

Е

С

Т

2

М

П

И

Д

Л

1. 2,2; 3,2; 4,1; 1,1; 5,1; 3,1; 5,2; 3,2.

2. 4,2; 3,1; 5,1; 2,1; 1,2.

(Учитель выставляет карточки с буквами или магнитные буквы. Получится: «Писатели детям».)

— Как вы думаете, что это за словосочетание? (Название раздела.)

— Каковы ваши предположения о том, что мы будем изучать 

в новом разделе? (Ответы детей.)

— Мы начинаем работу со второй частью учебника. Рассмотрите ее обложку, сравните с обложкой первой части. Что общего? В чем различие?

— Как вы считаете, заключен ли в рисунке обложки какой-то смысл? Если да, то какой?

(Ученики обращают внимание на то, что в оформлении обложки первой части учебника сказочный герой путешествует на ковре-самолете, а второй части — на самолете. Они объясняют это различие.)

— Откройте книгу на с. 220 и просмотрите Содержание.

— Прочитайте названия разделов, которые мы будем изучать. Подумайте, о чем будут эти произведения. (Дети работают самостоятельно, затем высказывают свои предположения.)

— В самом начале книги прочитайте, с чем мы познакомимся в первом разделе.

— Чему мы должны научиться?

— Чему мы будем учиться?

IV. Работа по теме урока

— Откройте с. 4. Прочитайте имя автора, с произведений которого начинается раздел. (Корней Иванович Чуковский.)

— Что вы знаете о Корнее Ивановиче Чуковском?

— Можете ли вы назвать его произведения?

— Прочитайте авторский текст.

— Ответьте на мои вопросы строчками из текста.

• Книги К.Чуковского — они какие?

• Чему они учат?

• В чем был уверен писатель?

• Кто герои стихотворений и сказок К. Чуковского, в чем их особенность?

• Чему мы учимся, читая эти произведения?

— Рассмотрите иллюстрации на с. 5. Узнали ли вы сказки К.Чуковского? Назовите их.

— Что перепутал художник?

V. Физкультминутка

Еще вейся, плетень,

Завивайся, плетень,

(Стоя на месте, приседать и подниматься извиваясь.)

Завернись кружком,

Будто камешком…

(Поворачиваться кругом.)

По дорожке Катя шла,

(Шаги на месте.)

Клубок ниточек нашла.

(Наклониться, поднять клубок.)

Клубок маленький,

Нитки аленьки.

Клубок катится.

(Руками круговые движения.)

Нитка тянется…

(Руками вытягивающие движения издалека к себе.)

Клубок дале, дале, дале.

Нитка доле, доле, доле.

(Свести руки вместе напряженно.)

Я за ниточку взяла,

Откусила, порвала.

(Резко развести руки в разные стороны.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Книга «От двух до пяти»

(Учитель знакомит учащихся с книгой К.И. Чуковского «От двух до пяти», читает, как сам автор рассказал об истории создания этой книги.)

«Было когда-то веселое время: жилье мое стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса, очень длинная, около двух километров, сплошь была усеяна Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Слоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой. Мы строили на песке неприступные крепости, спускали на воду бумажные флоты. Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться».

(Учитель дает нескольким учащимся карточки, и они читают тексты всему классу.)

• Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомец спросил ее в шутку:

— Ты хотела бы быть моей дочкой? Она величаво ответила:

— Я мамина и больше никовойная.

• — Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.

• — Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.

• Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.

— Зачем ты это сделал?

— Червяку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.

• — Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

— Ну, Нюра, довольно, не плачь!

— Я плачу не тебе, а тете Симе.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать на уроке?

— О каком писателе мы говорили?

— Какие еще писатели вам особенно нравятся?

Домашнее задание

Узнать как можно больше об этом авторе. Спросить родителей, что они записывали за вами, или просто запомнили. Приготовиться рассказать в классе.

Автор: Кутявина С. В.