Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Шим «Брат и младшая сестра»

Поделиться:

Урок литературного чтения, 1 класс. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра». УМК «Перспектива»

Цели: познакомить с произведением Э. Шима, с его жизнью и творчеством; учить давать характеристику героев произведения; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; Развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, давать характеристику героев произведения; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет Э. Шима, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Рассмотрите иллюстрации, которые вы принесли. Расскажите о том, что вы изобразили.

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Младший брат

У меня родился брат.

Я, конечно, очень рад.

Только этот братик

Не встает с кровати.

Как не будешь тут сердит?

Днем мой брат все время спит,

Плачет среди ночи,

А играть не хочет!

В доме все теперь вверх дном.

Все заботятся о нем.

Даже мне для брата

Быть примером надо.

Я стараюсь, я готов!

Только брат не знает слов.

Говорит лишь «мама»,

Да и то так странно!

Время медленно идет.

Долго братик мой растет.

Но уже я знаю —

В нем души не чаю!

Я его не тороплю!

Я его и так люблю!

Он такой хороший!

Он немножко на меня…

На меня похожий!

Т. Бокова

— Прочитайте стихотворение шепотом.

— Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с замедлением.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Как бы вы озаглавили это стихотворение?

— Какую тему затронул автор? (Высказывания детей.)

— Расскажите о своих братьях и сестрах. Сколько им лет, какие у вас взаимоотношения? (Рассказы детей.)

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 48. Прочитайте имя автора, рассказ которого будем сегодня читать. (Эдуард Шим.)

— Знакомы ли вы с его произведениями?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Э.Ю, Шима.)

Материал для учителя

Эдуард Юрьевич Шим (1930—2006) — русский писатель, драматург. Родился в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофер». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 г. работал в конструкторском бюро. В 1952—1955 гг. служил в армии. В 1959 г. принят в Союз писателей СССР, вскоре переселился в Москву.

Начав печататься с 1949 г., Эдуард Шим писал преимущественно для детей и преимущественно о природе, но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»),

Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)).

Среди его рассказов и повестей для взрослых: «Ночь в конце месяца», «Ваня песенки поет», «Когда погаснет» и др.

Эдуард Шим известен и как автор текстов ряда песен, в частности очень популярной в 1974 г. песни «Деревянные лошадки», исполнявшейся Валентиной Толкуновой.

Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов; психологически точно изображает отношение детей к миру взрослых. Наблюдая будничную жизнь с ее заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.

— Сегодня мы будем работать над рассказом «Брат и младшая сестра». Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

(Учитель читает рассказ.)

— Какие чувства вы испытали, прослушав этот рассказ?

VI. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте начало рассказа.

— Найдите объяснение слова «кузовок». (Кузовок — маленькая корзинка.)

— Над чем посмеивалась бабушка в первый раз?

— Что ответил на это Санька?

— Что собирали они во второй раз? (Грибы.)

— Как Санька объяснил в этот раз, почему у него меньше грибов?

— Кто пошел в лес в третий раз? Что собирали дети?

— Что увидел автор?

— Что на этот раз ответил Санька?

— Понравился вам его ответ? Почему?

— Объясните главную мысль рассказа.

— Прочитайте с друзьями рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Отметьте слова, которые нужно читать за автора.

— Есть ли среди ваших друзей или знакомых такой человек, как Санька? Расскажите о нем.

— Объясните смысл пословиц.

• Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

• Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

• Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

VIII. Рефлексия

— Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?

— Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то получилось то, что раньше не получалось?

IX. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Что особенно запомнилось?

— Какие хорошие поступки вы совершаете?

Домашнее задание

Читать книги о детях, которые советуют авторы учебника на с. 52—53.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна