Конспект урока литературного чтения во 2 классе по произведению И. Дика «Красные яблоки»

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Автор: Алиякбярова Венера Рамилевна, учитель МБОУ «Нахабинская СОШ №2», п. Нахабино

Описание: данный материал поможет вам организовать работу с художественным текстом в начальных классах;

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовительный этап

У: сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним интересным произведением. Откройте учебник на странице 130. Прочитайте имя автора и название рассказа.

Д: И.Дик ‹‹Красные яблоки».

У: Как вы думаете о чем может идти речь в рассказе?

Д: О яблоках.

У: Давайте посмотрим на иллюстрацию на странице 133.Что изображено на ней?

Д: Женщина с сумками скользит по льду, яблоки высыпались на лед мальчик идет сзади с портфелем, дети смотрят в окно.

У: О каком времени года пойдет речь в рассказе?

Д: О зиме.

У: Прочитайте первое предложение.

Д: Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха.

У: Что вы можете сказать о главных героях рассказа?

Д: Мальчики ,их зовут Валерка и Севка.

У: Глядя на иллюстрацию и на первое предложение, скажите, где находятся мальчики Чем они занимаются? В каком они настроении?

Д: Мальчики дома, смотрят в окно на прохожих, на женщину, которая идет по льду, у нее падают яблоки. Им весело.

У: Прочитайте последнее предложение.

Д: Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто,чего раньше никогда не делал!

У: Как вы думаете, кому помогал Валерка?

Д: Маме.

У: О ком еще пойдет речь в рассказе?

Д: О маме Валерки.

У: Можно предположить, что речь в рассказе будет идти о мальчиках, Валерке и Севке, которые находились дома и наблюдали из окна на прохожих, пытавшихся устоять на льду. И уточнить свои предположения мы сможем после того как прочитаем рассказ.

Упражнения, направленные на правильность и беглость чтения.

У: Прежде чем прочитать рассказ, проведем упражнения.

Учитель пишет на доске цепочки слов:

Валялись-валились

Мороза-морозца (упражнение на тренировку зрительного восприятия).

Готовим артикуляционный аппарат:

Скользко-скользнул-поскользнулся

Ход-поход-подходившая

Чувство-чувствовал-почувствовал.

Дети читают цепочки слов.

Работа над правильностью чтения:

У: Читаем первый раз плавно по слогам, затем-целыми словами.

По-до-кон-ник→подоконник

За-ка-ты-ва-лись→закатывались

Про-ти-во-по-лож-на-я→противоположная

Ла-ки-ро-ван-ный→лакированный

Ба-лан-си-ро-вать→балансировать

Зло-по-луч-но-е→злополучное

4. Первичное восприятие.

Учитель полностью читает рассказ при закрытых книгах у детей.

5. Проверка первичного восприятия.

Учитель задает вопросы, смотрит на эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.

У: Понравился ли вам рассказ?

У: Кого из действующих лиц вам было жалко?

Д: Старушку, дяденьку, женщину, которая упала.

У: Как меняется настроение Валерки в конце рассказа?

Д: Он волнуется, ему становится страшно.

6. Анализ художественного произведения.

Учитель делит рассказ на части. Дети читают. Учитель задает вопрос к каждой части. Ведется лексическая работа.

Часть 1.

Вопросы учителя:

1. За кем наблюдали дети из окна?

2. Ребята весело проводили время?

3. Вам приходилось наблюдать зимой на улице похожую картину?

Словарная работа.

У: Что имел ввиду автор, говоря о цирковом представлении?

Д: Детям было интересно и весело.

У: Какими восклицательными предложениями автор описывает падение прохожих?

Д: Хлоп один! Хлоп второй!..

У: Как вы понимаете значение слова балансировать?

Д: Держать равновесие, стараться не упасть.

Часть 2.

Вопросы учителя:

1. Как старушка миновала злополучное место?

2. Сочувствовали ли мальчики прохожим?

3. Какое настроение вызывает у вас этот эпизод?

Вопросы:

1. Что произошло с женщиной?

2. О ком забеспокоился  Валерка?

Часть 4.

1. Что произошло с мальчиками?

2. Почему поссорились ребята?

3. Как вы проводите свободное время с друзьями?

7.Обобщение по произведению.

У: Вам понравились главные герои рассказа?

У: Какие чувства вызывали у ребят прохожие на улице?

У: Кто из мальчиков и почему почувствовал всю опасность ситуации на дороге?

У: Как изменилось настроение Валерки к концу рассказа?

8. Перечитывание.

У: Подготовимся к пересказу данного произведения. Прочитаем еще раз по частям произведение и постараемся найти главное в каждой части.

Дети перечитывают первую часть.

У: Как можно озаглавить первую часть?

Дети с учителем работают над планом рассказа.

Примерный план рассказа:

1. Валерка и Севка наблюдают за прохожими.

2. Старушка на льду.

3. Несчастный случай.

4. Мальчики ссорятся.

5. Мамин звонок.

Творческая работа.

У: Подумаем, как мы могли бы продолжить рассказ? О чем говорил Валерка с мамой после ее прихода? Рассказал ли Валерка маме о случившемся?

Придумайте продолжение рассказа.

Подведение итогов:

У: Сегодня на уроке мы познакомились с рассказом Иосифа Дика «Красные яблоки».

Домашнее задание: творческий пересказ.